|
Владимир Иванович Вернадский[28.02(12.03).1863 г., Петербург, - 06.01.1945 г., Москва], естествоиспытатель, историк науки, мыслитель, общественный деятель, академик Академии наук СССР (академик Петербургской Академии наук с 1912 г.), почетный член ряда Академий наук Европы. Окончил Петербургский университет (1885 г.), занимался научной деятельностью там же. Профессор Московского университета (1898-1911 гг.). Участвовал в земском движении в защиту высшей школы. Член Государственного Совета России с 1908 г. (избран от университетов и Академии наук). Товарищ министра народного просвещения во Временном правительстве (1917 г.). Один из организаторов Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС, председатель в 1915-1930 гг.). Основатель и первый президент Академии наук Украины (1918 г.). В 1920 г. избран ректором Таврического университета в Симферополе. В 1922-1939 гг. директор организованного им Государственного радиевого института. В 1922-1926 гг. находился в научной командировке в Париже от Российской Академии наук. В 1927 г. организовал в Академии наук СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 г. в Биогеохим, лабораторию (директор в 1927-1945), ставшую впоследствии Институтом геохимии и аналитической химии им. Вернадского. Разрабатывая проблемы биогеохимии и эволюции Земли, значительное внимание уделял исследованию деятельности человека на планете, которую впервые начал рассматривать как естественное продолжение активности живого - биогенеза, то есть преобразования планеты живым веществом. Эти идеи привели Вернадского к формированию теории ноосферы - сферы разума и духовного единения человечества. Вернадский использовал понятие ноосферы как описание пространства преобразующей деятельности человека, ставшего благодаря успехам науки и социальному прогрессу могучей геологической силой. В учении Вернадского о биосфере область жизни предстаёт как сложная система и единый живой организм. Живое вещество, закономерно усложняющееся под воздействием солнечной энергии, естественно входит в ткань биосферы и составляет с ней единое целое. Являясь частицей биосферы, человек сохраняет зависимость от неё, "творящая природа" как бы направляет человечество по определённому пути. По Вернадскому, гуманистические принципы будут распространяться на всё живое вещество, в результате чего прекратится уничтожение животных и растений, человечество станет автотрофным, то есть питающимся неорганическим веществом. Представляя человеческое общество как часть биосферы, этап её эволюции, Вернадский открыл возможность исследовать глобальную деятельность человека, в том числе явления интеллектуальной жизни. Вернадский принадлежит идея возрастания роли науки в системе культуры, внедрения научных знаний в массовое сознание и формирования на основе фактов и эмпирических обобщений такого мировоззрения, в котором возможно существование как теорий и гипотез, так и религий и философских взглядов, домыслов и предрассудков. Научное творчество, по Вернадскому, требует ярких индивидуальностей. Признавая большую роль народных масс, Вернадский постоянно подчёркивал высшую ценность отдельной личности даже при глобальных масштабах интеллектуальных и общественных процессов. Концепция Вернадского предполагала значительные реформы в области образования. "Русское общество..., - утверждал Вернадский, - должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше партии " ("Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии", 1912-1914 гг.). Принципиальное значение он придавал качеству образования, подчёркивая, что распространение научного знания в догматичной форме приводит к ограничению свободы мысли, укоренению под видом достоверных непроверенных временем гипотез и теорий. Для формирования научного мышления Вернадский считал обязательным преподавание истории научных дисциплин в контексте развития материальной и духовной культуры. Образование, по убеждению Вернадского, должно быть ориентировано на подготовку прежде всего творцов культуры, на максимальное проявление индивидуальных качеств человека. Свои взгляды на развитие общества Вернадский не успел свести в цельную научную систему. Теория ноосферы отражала уровень знаний о воздействии человека на природу, характерный для начала 20-го века, и не могла учитывать последовавших экологических бедствий и катастроф, вызванных примитивной технизацией мышления и личности человека. Представления о биосфере и ноосфере инициировали разработку понятия техносферы, в которой разворачивается перестройка биосферы в сторону деградации высших форм жизни. Гуманистическийй пафос и оптимизм идей Вернадского оказали значительное влияние на формирование экологического мышления, в том числе различных концепций экологии духа и экологии культуры. Литература: Ферсман А. Е., Жизненный путь академика В. И. Вернадского, в его книге: Избранные труды, т. 5, М., 1959; Моча лов И. И., В. И. Вернадский, М., 1982; В. И. Вернадский и современность, М., 1986; Баландин Р. К., Вернадский. Жизнь, мысль, бессмертие, M., 1988; "Прометей", т. 15, М., 1988 [тематический номер, посвящён Вернадскому]. Р. К. Баландин Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с.140-141. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|