Александр Данилович Алфёров

Александр Данилович Алфёров

(05(17).02.1862, Москва - сентябрь 1919) – российский педагог, методист по русскому языку и литературе, автор учебников и других трудов по русской по литературе, деятель народного образования России конца 19-начала 20 века, статский советник Российской империи до 23 ноября 1917 г.

Александр Данилович родился в Москве, в семье адвоката. "Когда А. Д. (Александру Даниловичу) минуло 16 лет, с его отцом случилось несчастье – он стал нетрудоспособен и А. Д. (Александру Даниловичу) пришлось уроками помогать семье, состоящей из отца, матери и 6-ти летней сестры". (Ф. 63. Д. 70, Научный архив Российской академии образования, далее РАО)

По окончании гимназии А. Д. Алферов поступил в Московский университет, на юридический факультет «он поступил сначала на юридический факультет, где познакомился и подружился со студентом своего курса Дмитрием Самсоновичем Коссовичем… и перешел на литературный, о чем его дядюшка-юрист очень жалел и говорил, что напрасно он «променял борзого щенка юриспруденции на унылую кобылу просвещения …», (Ф. 63. Д. 70, с. 1, Научный архив РАО). В 1886 году, окончив университет, А. Д. Алферов приступил к преподавательской деятельности. «...24х лет он начал свою педагогическую деятельность в школах. Он был воспитателем в Пансион - приюте; преподавал русский язык в Земледельческой школе (Земледельческая школа (МОРТЗ), Московского общества распространения технических знаний. Цель Общества - распространение не только технического, но и общего образования (начальные и средние школы, экскурсии, детское чтение и др.)… О его работе в Земледельческой школе пишет в своих воспоминаниях артист Александрийского театра Ю. М. Юрьев, как он был поражен живым и талантливым преподаванием в Земледельческой школе, когда он поступил туда после гимназии, где преподавание велось скучно и казенно. Преподавателем в Земледельческой школе был А. Д. Алферов. «Москва хорошо знает этого замечательного педагога», говорит Юрий Михайлович Юрьев..., А. Д. Алферов преподавал русский язык и литературу в гимназии Пуссель и в Екатерининском институте»,. ..» А. Д. (Александр Данилович) любил свое дело.» (Ф. 63. Д. 70, Научный архив РАО)

В 1888-1889 годы А. Д. Алферов совершил турне по Англии, Германии, Франции, Швейцарии, с целью исследования постановки учебного дела в целом в этих странах, и опыта преподавания отдельных предметов. В архивных материалах личного фонда Алферова А.Д. представлен рукописный дневник «Впечатления от посещения школ Швейцарии и Парижа, 1889 год, июнь, июль, август» (Ф. 63, Д. 62. с. 1-50, Научный архив РАО). Доклад А. Д. Алферова о результатах исследований в Учебном отделе МОРТЗ привлек внимание научно-педагогических кругов в Москве. А. Д. Алферов получил ряд предложений на преподавание русского языка и литературы в старших классах. В 1889 году Алферов А. Д. принял приглашения на преподавание русского языка и литературы в Екатерининском институте благородных девиц и в Частной гимназии Пуссель.

"В 1891 г. он женился на Александре Самсоновне Коссович, сестре Дмитрия Самсоновича Коссовича" (Ф. 63. Д. 70, с. 1, Научный архив РАО).

В 1896 году А. Д. Алферов совместно со своей женой Александрой Самсоновной Алферовой (урожденной Коссович) открыли частную женскую гимназию на базе пансиона П. Ф. Маевской; «..взяли захудалую небольшую школу после смерти ее содержательницы и в кратчайший срок превратили ее в образцовую гимназию. Александр Данилович, Александра Самсоновна и еще 4 преподавателя (Е. Е. Беккер, А. М. Грузинская, Н. А. Кирпичникова, А. И. Новгородцев) 2 года занимались бесплатно, чтобы поставить на ноги эту школу и образовали негласный коллектив, владеющий школой на одинаковых началах, хотя директором школы была его жена, А. С. Алферова..» (Ф. 63, Д. 70, с. 1, Научный архив РАО). В гимназии А. Д.Алферов преподавал русский язык и историю литературы. В Политехническом музее читал лекции для учащихся, принимал большое участие в деятельности народного университета А. Л. Шанявского.

А. Д. Алферов вел большую общественную работу. И некоторое время имел «принадлежность к конституционно-демократической партии, «к которой ...не совсем» примыкал. 1908 году А. Д. Алферов от партии кадетов был избран в Московскую городскую Думу.. И через некоторое ему было предложено возглавить Городскую Думу. Он отказался… Как гласный думы он добился и организовал Первое высшее 5-классное городское училище для детей рабочих и ремесленников. В городской Думе А. Д. Алферов пользовался большим уважением. «...Александр Данилович Алферов вызвал в нашей Думе не только уважение, но даже любовь, когда он говорит – его слушают оба крыла Думы...» (Ф. 63, Д. 63, л. 109, Научный архив РАО). В августе 1911 г. между попечителем Управления учебного округа Москвы А. А.Тихомировым и А. Д. Алферовым начался конфликт. Причиной конфликта послужила подпись, поставленная А. Д. Алферовым на приветствии профессору А. А. Мануилову, бывшему Ректору Императорского Московского университета, гласному Московской городской Думы. А. А. Мануилов подал в январе1911 г. в отставку в знак протеста после опубликования в январе 1911 г. постановления совета министров о «недопущении в стенах высших учебных заведений студенческих собраний и вменения в обязанность полицейским чинам принимать быстрые и решительные меры против них» и уволенного с должности ректора и профессора университета. Результатом конфликта между А. А. Тихомировым и А. Д. Алферовым в октябре 1911 г. стало отстранение самого А. Д. Алферова от преподавания в государственных учебных заведениях. Течение конфликта, свое отношение к этому А. Д. Алферов подробно описал в своем дневнике за 1911-1914 гг. (Ф. 63, Д. 63, л.109, Научный архив РАО). Благодаря активному участию его коллег по преподавательской деятельности, вмешательству родителей гимназии Алферовых, Председателя Попечительского Совета гимназии, Городского Головы запрещение было отменено в 1912 году.

И А. Д. Алферов продолжил преподавательскую деятельность. Как и ранее, но с большим пониманием потребностей для учащихся, в содержании преподавания предмета он выступал за чистоту русского языка, за осмысленное усвоение учащимися пройденного материала, против зубрежки казенной школы. Так, в своем дневнике А. Д. Алферов описал, насколько это направление преподавательской деятельности было важным для него, насколько его волновало и воспитание юношества как образованной интеллигенции, подготовленной к «сознательной» жизни: «Вопрос о том, что такое мы, интеллигенты, образованный класс в России, мне казался очень жизненным, очень нужным для понимания юношества, которое должно вступить в ряды этого класса. Я, между прочим, думал заняться этим вопросом в связи курсом литературы, но по возможности не так, как болтает об этом … в своей истории русской интеллигенции: В частности, сегодня утром, когда мне не спалось мне пришло в голову, что серьезным вопросом надо поставить вопрос о нашем отношении к народу. Достоевский много и горячо говорит, что надо уважать народ, надо разделять его верования, любить его и т.д., у него все искренно, горячо, даже глубоко, но все-таки это не реально и не дает практического исхода. Опрощение Л. Толстого тоже не дорога, и его блузы и хождение босиком напоминает мне русское платье и мурмолки славянофилов - и то и другое искренно, но это вовсе не решение вопроса. Будем ли мы преклоняться перед Европой или перед народом, мы будем на ложном пути. Мужик уважает барина, который знает свое дело и свою выгоду, но живет по божески, и уважает себя, и мне думается, на все остальное он смотрит на двусмысленный и корыстный маскарад. И мне думается, что это и есть настоящая дорога. Надо оставаться самим собою, не ломать себя в угоду Европе или народу, уважая их и входя в их интересы; я считаю, что вообще ломать себя можно только до известного предела, иначе, с утратой цельности личности, мы входим в ложь и ложь очень мучительную. Но эта тема очень большая и заслуживает разработки в курсе»… «Последнее время я был очень неудовлетворен значительною частью своего преподавания; кое-что обратилось в шаблон; кое-что требовало серьезной переделки, а кроме того, были еще две причины, затрудняющие дело: 1) Уже давно мне начало казаться, что мы, словесники в особенности, да и вся школа наша вообще, слишком книжны, учим словам, фразам, учащиеся катятся спокойно по рельсам, схватывая напрокат всю эту книжность, воображая, что они думают, воображая, что получают образование, пригодное для будущей настойчивой и сознательной жизни. Моя работа, как гласного в Думе, как-то еще больше раскрыла мне глаза на эту сторону дела; нынешней весною, слушая ответы своих учениц на выпускных экзаменах, я удивился, как могли присутствовавшие на экзаменах учителя и учительницы находить эти ответы хорошими, по крайней мере большую их часть; я удивлялся, как им не претит ненужность, выдуманность, искусственность и подчас бессодержательность всего этого, и в душе у меня не, чтобы мучил, а тяготил вопрос: зачем это я их этому учил? Зачем это им знать? Что из этого выйдет для их жизни?.. Я теперь понимаю, что в моем будущем курсе, в моем как никак будущем учебнике дело должно заключаться вовсе не в обширных литературных познаниях……, а в продумывании пригодности литературного материала, которым я располагаю, к нуждам юношества, к его жизненным потребностям, к особенностям душевным этого возраста. Эту сторону дела я знаю, входить в душевное состояние юношества могу и часто его понимаю, в этом моя сила, мой настоящий путь, и не надо мне с него сбываться. Сейчас вспоминаю разговор с двумя ученицами, которые кончили курс VIII кл. у нас в нынешнем году (Ярцева и Базилевич), обе не глупые, а главное нисколько не жеманные и простые девушки: они мне кое-что сказали, что нашли в моем курсе, и вот отчасти моя поддержка. Как жаль, что не знаешь, что выносят из твоего курса учащиеся, и что им, бывает, пригодится в жизни» (Ф. 63, Д. 63, с. 120-125, Научный архив РАО).

Помимо преподавательской и общественной деятельности А. Д. Алферов вел научно - методическую и журналистскую деятельность. Им написаны книги и очерки, статьи и брошюры по темам своих профессиональных интересов, часть их которых переиздавалась не один раз. Так, по русской литературе им написаны книги: "Десять чтений по литературе" (в соавторстве с А. Е. Грузинским), 1895г, «Курс истории русской литературы I половины XIX века», 1900 г., «Вопросы к сознательному чтению важнейших художественных произведений русской литературы», 1902 г., «Сборник вопросов по истории русской литературы» (в соавторстве с А. Е. Грузинским), 1906 г.,1911 г. , "Допетровская литература. Хрестоматия», "Русская литература XVIII века. Хрестоматия» (в соавторстве с А. Е. Грузинским)1906-1907 гг., «А.С. Грибоедов и его пьеса», 1910 г., "Очерки по истории русской литературы XIX века",1915 г.

Брошюры: «Л. Н. Толстой как художник», 1898 г., «В. Г. Белинский», 1898 г., «А. С. Пушкин», 1899 г., «Лермонтов и его поэзия», 1900 г., «И. С. Тургенев», 1900 г., «Ф. М. Достоевский», 1900 г., «Особенности творчества Гоголя», 1901 г., «В. А. Жуковский», 1902 г., «А. П. Чехов», 1904 г., труды по истории русской живописи: брошюры - «М. М. Антокольский», 1903 г., статьи - «Городская галерея Павла и Сергея Третьяковых», 1896 г.

А. Д. Алферову принадлежат труды по методике преподавания русского языка: книги - «Подборка примеров по синтаксису», 1892 г., «Очерки из жизни русского языка», 1899 г., "Родной язык в средней школе (опыт методики)", 1910 г.; брошюра - «Обучение грамоте и объяснительное чтение», 1909 г.; статьи - «Быть или не быть новому расписанию», 1918 г., «О средней школе», 1905 г., «Два законопроекта по профессиональному образованию», 1917 г.

Описывая деятельность А. Д. Алферова, мне «невольно» хочется описать один любопытный эпизод, «не придавая какого-либо значения». В августе 1912 года А. Д. Алферов, как Гласный Московской городской думы был представлен Императору Николаю II, во время его приезда в думу. А. Д. Алферов «несколько» опоздал и приехал перед самым приездом государя. Гласные думы должны были собраться в зале. И А. Алферов решил затеряться в толпе гласных, но товарищ городского головы В. Д. Брянский сообщил А. Д. Алферову, что для него есть определенное место и провел к столу, «где был подарок от Москвы государю и где голова должен был готовить ему приветственную речь….Меня поразило, как государь перед входом в залу сначала заглянул в нее с лестницы, оглядел быстрым взглядом всю залу и опять попятился на лестницу». После выступлений Императору Николаю II Городской голова стал представлять гласных Думы. Александр Данилович был представлен как председателя училищной комиссии. «Государь держал себя очень просто, не давая чувствовать своего положения и, пожав руку, спросил: «Эти дети, которые приветствовали меня перед зданием Думы, находятся в Вашем ведении?». Я: « Все планы по народному образованию в гор. Москве разрабатываются под моим председательством, В (Ваше) В (Величество), но исполнение планов принадлежит всему городскому самоуправлению, и оборот города на этот момент превышает в настоящее время 5 миллионов рублей». Государь: «Какой же оборот: ведь вы тратите и нечего не получаете?». Я: « По этой статье мы получаем доходы сторицею, В. В.». Государь засмеялся и сказал: «Вы правы». Далее я познакомил его с намерением города поднять образовательный ценз учащих и улучшить их материальное положение. Государь: « Это очень хорошо: без этих условий вы не найдете настоящих работников; желаю Вам найти их, желаю Вам успеха» ( Ф. 63., Д. 63, с.125-126, Научный архив РАО).

Революционное переустройство образования большевиками в октябре 1917 года изменило течение деятельности и жизни А. Д. Алферова. Нам предстоит еще внимательно исследовать это время. Известно, что упруги Алферовы вскоре организовали детскую колонию в г. Болшеве под Москвой. В апреле 1919 г. Московский отдел народного образования преобразовал детскую колонию в показательную школу 1-й и 2-й ступени.

В архивной справке Личного фонда А. Д. Алферова находится в Научном архиве Российской Академии образования, правопреемника Академии педагогических наук СССР (АПН СССР), в Предисловии к Описи написано: «В сентябре 1919 года А. Д. Алферов и А. С. Алферова трагически погибли». Такая трактовка ухода из жизни семьи Алферовых принадлежит историческому периоду 70-х годов СССР. Спустя 20 лет, в 1996 году, Сучков Игорь Викторович, историк, доктор исторических наук, профессор, написал в Учительской газете: «К несчастью, жестокие законы гражданской войны не пощадили этих двух талантливых педагогов. Александр и Александра Алферовы из-за грубой, по существу нелепой ошибки карательных органов советской власти были не только арестованы и заключены в тюрьму, но и безвинно расстреляны в сентябре 1919 года….И сейчас, проходя по Арбату, мы можем видеть двухэтажный дом, в котором когда-то начиналась гимназия Александра Даниловича и Александры Самсоновны Алферовых. Позднее в этом здании размещался кинотеатр "Юный зритель". Мальчики и девочки, входя в большой зал кинотеатра, конечно, не догадывались, что в нем когда-то учились и играли их далекие сверстники, для которых сочетание слов "гимназия Алферовых" было синонимом родного, домашнего очага».

Мы восстановили поселение дни жизни А. Д. Алферова и его супруги, А. С. Алферовой (урожденной Коссович). 12 сентября 2000 года, спустя 81 год после жестокой нелепости, заключением Главной военной прокуратуры Алферов Александр Данилович и Алферова Александра Самсоновна были РЕАБИЛИТИРОВАНЫ.

Полный текст ответа из Центрального архива Федеральной службы безопасности РФ проясняет дикость поступков карательных органов советской власти того времени.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ ул. Большая Лубянка, д.2, 101000
27.03.2013 г. № 10/А-1361
На Ваш запрос от 23 февраля 2013 года сообщаем, что в материалах многотомного архивного уголовного о раскрытии в Москве контрреволюционных организаций и их деятельности в 1918 -1919 году, хранящегося в Центральном архиве ФСБ России, имеются следующие сведения. Заключением следователей Особого отдела ВЧК от 12 сентября 1919 г. Алферов Александр Данилович и Алферова Александра Самсоновна (без указания анкетных данных) обвинялись в том, что они являлись членами белогвардейской шпионской организации, на основании чего в отношении них предлагалось применить высшую меру наказания – расстрел. В архивных материалах имеется приказ о немедленном приведении в исполнение постановления Президиума ВЧК (без указания даты) о немедленном расстреле Алферова А. Д. и Алферовой А. С. Заключением Главной военной прокуратуры от 12 сентября 2000 г. указанные лица реабилитированы. Каких либо следственных материалов, показаний Алферова А. Д. и Алферовой А. С., решения по делу и сведений о приведении приговора исполнение в деле не имеется. 
Начальник архива Ю. А. Трамбицкий

Н. Ю. Козлова, Заведующая отделом исторических документов с научным архивом РАО, ФНПБ им.У. Д. Ушинского РАО

Фотографии из архива РАО

Александр Данилович Алфёров
Алферов в молодости
Александр Данилович Алфёров
В Сестрино.
Александр Данилович
в столярной мастерской
Александр Данилович Алфёров
1900 годы.
Алферов А. Д. в кабинете

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Документы из архива РАО

Опись фонда личного происхождения Александрв Даниловичв Алфёрова

Читать в электронном виде:
Алферов А. Д. Н. И. Пирогов, как педагог-администратор. — М. : Типолитография В. Рихтер, 1897. — 29 с.