Сенько Юрий Васильевич

Юрий Васильевич Сенько

(родился 28.01.1941 г.), доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой педагогики Алтайского государственного университета, член Совета старейшин при губернаторе Алтайского края.

Научная, педагогическая и общественная деятельность Юрия Васильевича более 50 лет была связана с Алтаем. В 16 лет он окончил Тальменскую среднюю школу Алтайского края, поступил на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института и еще в студенческую пору начал свой трудовой путь.

После окончания вуза работал учителем физики, заведующим кабинетом физики в Алтайском краевом институте усовершенствования учителей. Затем — целевая аспирантура при МГПИ им. В. И. Ленина и досрочная защита кандидатской диссертации. Несмотря на заманчивые предложения с перспективой остаться в Москве, он возвращается в родной институт на кафедру педагогики, становится ее доцентом. Спустя несколько лет избирается по конкурсу заведующим кафедрой педагогики Лесосибирского педагогического института, где создает факультет педагогики и методики начального образования, становится его деканом, защищает докторскую диссертацию и занимает должность проректора по научной работе.

В 1990 г. Юрий Васильевич возвращается на Алтай и организует в Алтайском государственном университете кафедру педагогики, открывает при ней докторантуру, ведет педагогический отдел журнала "Известия АГУ", входит в состав редакций журналов "Образование в Сибири", "Сибирский учитель", "Культура. Наука. Образование".

Под его руководством и при его непосредственном участии в рамках программы "Университеты России" разрабатывается пакет научно-методической документации, необходимой для создания школ нового типа, альтернативных массовой средней общеобразовательной школе, открываются при Алтайском государственном университете учебно-педагогические комплексы "Лицей-университет", "Гимназия-университет" (1992—1995 гг). В этот же период Юрий Васильевич является одним из руководителей большой группы разработчиков концепции стабилизации и развития образования на Алтае.

Научный поиск Юрия Васильевича связан с переходом от классической педагогики к постклассической, с "поворотом от системы к судьбе" (Л. С. Выготский). Ю. В. Сенько — автор около 250 научных публикаций по вопросам дидактики общеобразовательной и профессиональной школы, методологии педагогического исследования, педагогической технологии, гуманитаризации педагогического процесса. Широкую известность получили его книги "Гуманитарные основы педагогического образования", "Педагогика понимания" (в соавторстве), "Стиль педагогического мышления". Эти и другие работы помогают читателю, интересующемуся проблемами современного образования, освоить новый — гуманитарный — стиль педагогического мышления. Они охватывают широкий спектр вопросов становления профессионального образа мира педагога, раскрывают педагогический процесс как гуманитарный феномен культуры.

Идеи Юрия Васильевича находят признание в отечественной педагогике. Предложенные им проекты "Становление гуманитарного базиса профессиональной компетентности учителя", "Гуманитаризация педагогического процесса в классическом университете", "Педагогическое обеспечение мониторинга качества образования в регионе", "Гуманитаризация профессиональной подготовки учителя 12-летней школы", "Гуманитарные основания модернизации непрерывного образования", "Становление профессионального образа мира педагога" и др. получили поддержку РАО, РГНФ, Министерства образования и науки. Долгое время он был членом ряда диссертационных советов (гг. Барнаул, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Томск), активно занимался и занимается подготовкой педагогических кадров высшей квалификации в Сибирском регионе. Под его руководством подготовлены и защищены пять докторских и более тридцати кандидатских диссертаций. Научная и общественная значимость его деятельности получила высокую оценку: "Отличник народного просвещения РФ", "Заслуженный работник высшей школы", "Медаль К. Д. Ушинского", "Премия Правительства РФ в области образования".

В течение многих лет Ю. В. Сенько проводит получившие широкую известность курсы, семинары, летние педагогические школы с преподавателями вузов, колледжей, студентами, аспирантами, учителями. Поиск условий построения педагогического процесса как гуманитарной практики объединяет тематику этих встреч. География их весьма обширна: Барнаул, Владивосток, Хабаровск, Биробиджан, Чита, Улан-Удэ, Красноярск, Оренбург, Ридер (Казахстан) и другие города.

Дополнительно Ю.В.Сенько можно прочитать на сайте : Российская академия образования.

Источник: Научно-теоретический журнал Российской академии образовагния, № 1, 2011, с. 125-126.

 

В фонде библиотеки имеются следующие издания: