Григорий Кузьмич Середа

Григорий Кузьмич Середа

(25.11.1925 Харьков — 18.11.1995, Харьков) — украинский психолог, специалист в области педагогической психологии и психологии памяти. Доктор психологических наук (1985), профессор. Был членом Президиума ОП СССР (с 1970), член редколлегии международного журнала «Психология в России и восточно-европейских странах» (Калифорния, Сан-Диего; с 1990 г.), член редколлегии журнала «Современное общество» (с 1993). Середа родился в сельской семье, учился в одной из харьковских школ, которую из-за войны не успел закончить. В 1942 г. был отправлен на принудительные работы в Германию. После репатриации в конце войны вернулся в Харьков. Работал художником и одновременно заканчивал обучение в вечерней школе. В 1948 г. поступил на филологический факультет Харьковского государственного университета, по окончании которого в течение 10 лет работал учителем. Интерес к психологии и, в частности, к психологическим аспектам обучения привел его в аспирантуру кафедры психологии Харьковского государственного университета, возглавляемую профессором П. И. Зинченко. Под его руководством выполнил и защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Непроизвольное запоминание и обучение» (1967). В 1969, после смерти П. И. Зинченко, возглавил кафедру психологии ХГУ. На протяжении последующих 20 лет разрабатывал интенциональный подход к проблеме памяти, ее природе и механизмам. Основной смысл этого подхода заключается в ориентации памяти на будущее, в понимании ее как механизма системной организации индивидуального опыта, необходимого для осуществления предстоящей деятельности. С этих позиций проводил исследования в трех направлениях: память и учение, специфичные эффекты памяти человека, память и личность. В 1985 в Институте психологии АН СССР защитил докторскую диссертацию: «Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной психологической системы)». Принимал участие в четырехлетней экспериментальной программе «Психологический класс» (1990), которая позволила создать практическую модель психологического сопровождения учеников, родителей и педагогов, отследить возможности различных теоретических и практических спецкурсов по психологии для учеников 10-11 классов общеобразовательных школ, выявить возможности работы психолога с классом. Основные положения его концепции, касающиеся психологической природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т.д.), проблемы связи памяти с функциональной асимметрией мозга и т.д., изложены во многих статьях, монографиях, учебных пособиях. Главными из них являются: «Учебник по инженерной психологии» (автор и ред., 1976); «Общая психология» / под ред. А.В. Петровского (в соавт., 1970, 1976, 1986);. «Психология и обучение» / под ред. Б.Ф. Баева (в соавт.).

С. В. Ильина

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 421-422.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского