|
Борис Фёдорович Баев(14.08.1923, с. Аполлонивка, Сахновщинский р-н, Харьковская обл. - 05.01.1979, г. Киев), доктор психологических наук («Психология внутренней речи», 1967), профессор. Окончил отделение логики филологического факультета Киевского университета (1950), аспирантуру Научно-исследовательского института психологии (1954). Впоследствии возглавил отделение общей психологии Научно-исследовательского института психологии и стал заместителем директора (Г. С. Костюка) по научной работе. В 1972 году перешел в Киевский университет, преподавал общую, возрастную, детскую и педагогическую психологии, заведовал кафедрой общей и инженерной психологии (1972-1979). Основные труды: Психология внутренней речи. - Киев, 1966; Психология обучения. - Киев, 1972; Психология изучения учащихся. - Киев, 1977. Б. Баев сосредоточивал свои научные интересы на проблемах внутренней речи, исследовал ее роль в учебной деятельности школьников, формировании умственных действий, развития устной и письменной речи, изучении психологических основ индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения, интериоризации обучения младших школьников. Исследования проблемы внутренней речи Б. Баева стали значительным теоретическим и экспериментальным исследованием этой проблематики в Украине. Было подтверждено, что главным специфическим отличием внутренней речи являются функции обдумывания, планирования, регуляции деятельности, внутренней подготовки процесса общения и обмена мнениями (внутренние психологические функции). Внутренняя речь является рефлекторной по способу своего происхождения, но, в отличие от внешней, рефлекторные окончания здесь заторможены, а потому эти рефлексы являются вторичными. Структурные механизмы внутренней речи имеют как материальную основу, так и главным образом, функциональные механизмы. Функциональные механизмы внутренней речи связаны с характером той речевой деятельности, в которой или в связи с которой формируются процессы внутренней речи. Б. Баев доказывает, что в отличие от упрощенного традиционного разделения внутренней речи на типы (двигательный, слуховой и зрительный), работа языковых анализаторов составляет единую динамическую функциональную систему, которая структурируется и изменяется в процессе речевой деятельности. Ученый отмечает, что, хотя внутренняя речь есть вторичной, производной от внешней, однако было бы большим упрощением считать, что человек сначала овладевает внешней (звуковой, разговорной) речью, а уже потом - внутренней. Оба эти вида человеческой речи формируются одновременно. Критерием наличия или отсутствия внутренней речи есть способ действия в проблемной ситуации. Если ребенок решает проблемную ситуацию, которая требует языкового ориентирования и языкового анализа, то можно говорить о вовлеченности в этом процессе внутренней речи. Б. Баев подробно выяснил роль внутренней речи в учебной деятельности. Было показано, что развитие культуры внутренней речи учащихся является непременным условием успешности обучения. В психологии обучения ученый отдавал предпочтение изучению индивидуальных различий в учебной деятельности школьников. Изучая вопрос интериоризации речи, Б. Баев доказал, что структурные особенности внутренней речи зависят от целей, мотивов и характера деятельности человека. Литература: Некролог / / «Вопросы психологии», 1979, № 3, с. 189-190. М. А. Мацейкив В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|