|
Роберт Александер Шуман (Schumann)(08.06.1810 г., Цвиккау, – 29.07.1856 г., Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художественное дарование, в том числе музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 г. изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г. Дорна (1831 – 1832 гг.). Придумал механическое приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив таким образом мечту о деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 г. основал "Новый музыкальный журнал" ("Neue Zeitschrift für Musik", Лейпциг, был автором и редактором до 1844 г.) – орган прогрессивного направления в немецкой музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Шуман назвал "Давидсбундом" (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 г. женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 г. Шуман некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844 г.). С 1844 г. жил в Дрездене, с 1850 г. – в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С конца 1840-х гг. постепенно обострилась психическая болезнь Шумана, последние два года жизни он провёл в лечебнице (Эндених), где и скончался. Шуман – один из ярких представителей романтического искусства 19 в. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной нищете мещанской Германии 1820-х – 1840-х гг., звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Его произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Шуман вошёл в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой – жизнь "вовне" – связи и контрасты явлений, образующие "драматургию" жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией. Большая часть фортепьянных произведений Шумана – циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и "портретного" жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов – "Карнавал" (1835 г.), в котором пёстрой чередой проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Кьярина – Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к "Карнавалу" циклы "Бабочки" (1831 г., навеян произведения Жан Поля) и "Давидсбюндлеры" (1837 г.). Цикл пьес "Крейслериана" (1838 г., названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана – музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших достижений Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Шумана для фортепьяно, как "Симфонические этюды" ("Этюды в форме вариаций", 1834 г.), сонаты (1835 г., 1835 – 1838 гг., 1836 г.), Фантазия (1836 – 1838 гг.), концерт для фортепьяно с оркестром (1841 – 1845 гг.). Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: "Фантастические отрывки" (1837 г.), "Детские сцены" (1838 г.), "Альбом для юношества" (1848 г.) и др. В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман запечатлел детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Шумана роль фортепьянного сопровождения, дающего богатую обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее популярный из вокальных циклов – "Любовь поэта" на стихи Г. Гейне (1840 г.), состоящий из 16 песен, в том числе "Если б цветы угадали", "Слышу ли песни звуки", "Я утром в саду встречаю", "Я не сержусь", "Во сне я горько плакал", "Вы злые, злые песни". Другой сюжетный вокальный цикл – "Любовь и жизнь женщины" на стихи А. Шамиссо (1840 г.). Разнообразные по содержанию песни входят в циклы "Мирты" на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840 г.), "Круг песен" на стихи Й. Эйхендорфа (1840 г.). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана – баллада "Два гренадера" (на стихи Г. Гейне). Многие песни Шумана – простые сценки или бытовые портретные зарисовки; музыка их близка к немецкой народной песне ("Народная песенка" на стихи Ф. Рюккерта, и др.). В оратории "Рай и Пери" (1843 г., на сюжет одной из частей "восточного романа" "Лалла Рук" Т. Мура), так же как в "Сценах из Фауста" (1844 – 1853 гг., по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная оконченная опера Шумана "Геновева" (1848 г.) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческой удачей явилась музыка Шумана к драматической поэме "Манфред" Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849 г.). В четырех симфониях композитора (так называемая "Весенняя", 1841 г.; 2-я, 1845 – 1846 гг.; "Рейнская", 1850 г.; 4-я, 1841 – 1851 гг.) господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера. Шуман – автор трех струнных квартетов (1842 г.), трех фортепьянных трио (2 – 1847 г., 1851 г.), фортепьянного квартета (1842 г.) и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета (1842 г.), а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора. Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающееся под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Шуман на страницах печати, – пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора. Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 в. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели "Могучей кучки". Литература: Ларош Г., Шуман как фортепианный композитор, "Современная летопись", 1870, № 28-29; Каратыгин В., Роберт Шуман, "Театр и искусство", 1910, №22; Глебов Игорь [Асафьев Б.], в сборнике: Р. Шуман, Песни..., М., 1933, с. II-VI; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953; Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, М., 1954; Друскин М., Творческий метод Шумана, в кн.: История и современность, Л., 1960; Житомирский Д., Шопен и Шуман, в кн.: Фридерик Шопен, М., 1960; его же, Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962; его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, М., 1964; Jansen F. G., Die Davidsbündler. Aus R. Schumanns Sturm- und Drangperiode, Lpz., 1883; Wasielewski J. W. v., R. Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; Abert Н., R. Schumann, 4 Aufl., B., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen, eingel. W. Boetticher, B., 1942; Wörner H., Robert Schumann, [Z., 1949]; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk über sein Leben und Schaffen, Bd 1-2, Lpz., 1956. Д. В. Житомирский Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 516. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|