Фридерик Францишек Шопен

Фридерик Францишек Шопен (Chopin)

[22.02 (по другим сведениям, 01.03) 1810 г., Желязова-Воля, близ Варшавы,‒17.10.1849 г., Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Никола Шопена, участника Польского восстания 1794 г., и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры ‒ Людвики Шопен. С 1816 г. учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопен проявил очень рано: в 1817 г. написал 2 полонеза в духе М. К. Огиньского, в 1818 г. впервые выступил публично. Учась в лицее (1823‒1826), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822 г.), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826‒1829) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. В студенческие годы он сблизился с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825‒1829 гг. в поездках по различным районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В 1828 г. посетил Берлин, в 1829 г. ‒ Вену, где выступил как пианист и композитор, исполнив среди других своих сочинений «Вариации на тему Моцарта» для фортепьяно с оркестром. Варшавский период жизни (до ноября 1830 г.) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопена. На родине, восприняв опыт Огиньского, Эльснера., М. Шимановской, Ф. Лесселя, К. Курпиньского, Ф. Островского и других, он создал два концерта для фортепьяно с оркестром (1829‒1830 гг.), фортепьянное трио (1829 г.), «Большую фантазию» на польские народные темы для фортепьяно с оркестром (1830 г.), краковяк («Большое концертное рондо») для фортепьяно с оркестром (1828 г.), сонату (1828 г.), ряд полонезов и мазурок, ноктюрн ми минор (1827 г.) и первые из 12 «Больших концертных этюдов» (1829‒1830; закончены в Париже, где Шопен завершил и другие циклы фортепьянных пьес). В сочинениях, написанных в Польше, ощутима национальная, народная основа, выраженная складом мелодии, характером ритмики, связанной с польскими танцами (мазур, полонез) и особенностями гармонической фактуры, и строением форм. В них полностью проявилось интонационное своеобразие его музыки ‒ широкое применение приёмов переменности, особенно в сфере субдоминанты, «славянской кварты» (чередование натуральной и повышенной IV ступеней), ‒ характерное и для зрелых сочинений Шопена. На основе национальных танцев он создавал и поэтичные фортепьянные миниатюры, и большие концертные пьесы с оркестром, насыщая их чертами поэмности. На родине он начал также писать песни на слова польских поэтов; из нескольких десятков сохранились лишь 19 (опубликованы посмертно).

Рубежным событием в жизни и творчестве Шопена было Польское восстание 1830‒1831 гг., заставшее его в Вене, откуда он направился в Париж через Мюнхен и Штутгарт (там Шопен узнал о падении Варшавы). В Вене и Штутгарте (1830‒1831 гг.) созданы (или начаты) 1-е скерцо (1831‒1832 гг.), 1-я баллада (1831‒1835 гг.), «Революционный этюд» до минор (1831 г.), ставший вскоре знаменитым (одна из улиц Варшавы называется Улицей Революционного этюда), и другие сочинения (многие закончены в Париже). С сентября 1831 г. Шопен постоянно жил в Париже, до конца своих дней сохранив духовные связи с Польшей. В 1832 г. Шопен начал триумфальные концертные выступления в Париже, где он встречался с крупнейшими деятелями литературы и искусства Франции и других стран (Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, Дж. Мейербер; Г. Гейне и Э. Делакруа). В 1834‒1835 Шопен совершил поездку по Рейну с Ф. Гиллером и Ф. Мендельсоном (в 1835 г. познакомился в Лейпциге с Р. Шуманом). В 1835‒1836 гг. выезжал на чешские курорты, в конце 1838 г. ‒ на остров Мальорка с Ж. Санд (неоднократно проводил в её имении Ноане летние месяцы); разрыв в 1847 г. отношений с Ж. Санд вызвал ухудшение здоровья Шопена и ускорил его смерть. В 1848 г. он гастролировал в Великобритании. Умер Шопен в Париже, где и находится его могила; сердце композитора, согласно его предсмертной воле, перевезено сестрой Шопена в Варшаву и замуровано в одной из колонн в костёле Святого креста.

В наиболее значительных произведениях Шопена парижского периода преобладают героико-драматические, трагедийные образы, основанные на горьких раздумьях над поражением Польского восстания; музыка насыщается особенной страстностью и глубиной переживаний, конфликтностью, силой и широтой образов; вместе с тем углубляются черты национального своеобразия. Важнейшей темой становится воспевание патриотических порывов и надежд, гибель которых вызывает скорбные чувства. Трагическая кульминация творчества Шопена 30-х гг. ‒ знаменитый «Похоронный марш» («Монблан музыкальных Альп», по выражению А. В. Луначарского), созданный в 1837 г. и в 1839 г. включенный в качестве 3-й части в сонату си-бемоль минор. Этот марш, сочетающий высокую трагедийность с проникновенной лирикой, вошёл в погребальный ритуал во всём мире. Патриотические, национальные идеи нашли особенно яркое выражение в фортепьянной сонате си минор, в полонезах, отличающихся эмоциональным богатством, ‒ то рыцарственно-праздничных (полонез ля-бемоль мажор), то трагических (фа-диез минор). Национальное начало рельефно выступает также в многочисленных мазурках, над которыми Шопен работал с юности, развивая их метроритмическую основу, подчёркивая своеобразие польской танцевальной музыки и достигая мелодического и эмоционального разнообразия ‒ от блестящей танцевальности до элегии; среди них есть и изящные зарисовки польского быта (Шопен называл мазурки «картинками»), и краткие взволнованные рассказы о судьбах родины. Специфика польской танцевальной музыки сказывается и в вальсах Шопена, насыщенных глубоким содержанием (они повлияли на формирование так называемого парижского вальса). Своеобразна трактовка им жанров фортепьянных пьес. Он превратил прелюд (в т. ч. цикл из 24 фортепьянных прелюдий во всех тональностях, сочинены в 30-е гг., изданы в 1839) из «введения» к фуге или к другим произведениям в самостоятельную инструментальную миниатюру, обладающую значительным, сконденсированным эмоциональным содержанием; это образные зарисовки, отражающие различные настроения. Жанр ноктюрна был значительно развит Шопеном, наполнившим его контрастами и драматизмом. Новое, более глубокое содержание композитор внёс также в жанр экспромта, переосмыслил характер скерцо, введя в него патетику, фантастику, эмоциональную переменчивость. Новую трактовку получил жанр этюда, в котором сложные виртуозные задачи, относящиеся ко всем видам фортепьянной техники, полностью подчинены образности, выразительности музыкального содержания. Творчество Шопена ‒ одно из величайших достижений польской и мировой художественной культуры. Основоположник польской музыкальной классики, Шопен поднял национальное музыкальное искусство на высочайший художественный уровень благодаря огромному композиторскому и исполнительскому таланту и мастерству, новаторскому развитию народных традиций, претворению опыта мастеров национальной и мировой музыкальной культуры (особенно ценил музыку И. С. Баха и В. А. Моцарта), прогрессивным идейным взглядам, высокому интеллекту, этико-эстетическим и политическим убеждениям (возлагал надежды на народ и его освободительные устремления). Его сочинения ‒ высшее воплощение в искусстве человеческих чувств громадного диапазона (от высокой трагедийности до проникновенного лиризма). Вдохновенный пианист, Шопен создал оригинальный исполнительский стиль, отмеченный напевностью, изяществом, сочетающий виртуозный блеск с глубиной и задушевностью. Новаторство Шопена было понято немногими его современниками ‒ прежде всего Ф. Листом и Э. Делакруа (создавшим несколько портретов Шопена), а также М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, мастерами «Могучей кучки» и последующими поколениями русских композиторов. С 1927 г. в Варшаве проводится международный конкурс пианистов имени Шопена; среди его лауреатов ‒ многие советские пианисты (1-ю премию на 1-м конкурсе получил Л. Н. Оборин). В Варшаве создано общество им. Фридерика Шопена, которое занимается большой концертной, научно-исследовательской, издательской и организационной деятельностью.

Сочинения: Correspondance de Frédéric Chopin, v. 1‒3, P., 1953‒60; Korespondencja Fryderyka Chopina, t. 1‒2, Warsz., 1955; Письма, 2 изд., т. 1, М., 1976.

Литература: Пасхалов В., Шопен и польская народная музыка, Л.‒ М., 1949; Лист Ф., Ф. Шопен, 2 изд., М., 1956; Соловцов А., Фридерик Шопен, 2 изд., М., 1960; Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов, М., 1960; Ивашкевич Я., Шопен, пер. с польск., М., 1963 (Жизнь замечательных людей); Бэлза И., Фридерик Францишек Шопен, 2 изд., М., 1968 (в польск, пер.: Fryderyk Franciszek Chopin, Warsz., 1969); Кремлев Ю., Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества, 3 изд., М, 1971; Karlowicz М.; Niewydane datychezas pamiatki po Chopinie, Warsz., 1904; Szymanowski K., Fryderyk Chopin, Warsz., 1925; Hoesick F., Chopin. Zycie i tworczosc, t. 1‒4, Krakow, 1962‒68; Michalowski К., Bibliografia chopinowska 1849‒1969, Krakow, 1970; Ekier J., Wstep do Wydania narodowego dziel Fryderyka Chopina, cz, 1. Zagadnienia edytorskie, Warsz., 1974.

И. Ф. Бэлза

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 29, 1978, с. 453-454.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского