|
Жорж Санд (Sand)(псевдоним; настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, Dupin; по мужу – Дюдеван (Dudevant) (01.07.1804 г., Париж, – 08.06.1876 г., Ноан, департамент Эндр), французская писательница. Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831 г., порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала роман "Роз и Бланш". Формирование Санд-писательницы происходило в атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830 г. Её первый самостоятельный роман "Индиана", подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832 г.: так называемый "женский вопрос" перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы "Валентина" (1832 г.), "Лелия" (1833 г.), "Жак" (1834 г.), пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили Санд в ряды демократических романтиков. С середины 1830-х гг. Санд увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П. Леру, взглядами левых республиканцев. Санд сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе "Мопра" (1837 г.) прозвучало осуждение романтического бунтарства; в "Орасе" (1841 – 1842 гг.) – развенчание индивидуализма. Положительных героев Санд находит в народе, среди тружеников: столяр Пьер Гюгенен ("Странствующий подмастерье", 1840 г.), мельник Луи ("Мельник из Анжибо", 1845 г.), плотник Жаплу ("Грех господина Антуана", 1845 г.). Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает лучший роман Санд – "Консуэло" (1842 – 1843 гг.). Санд сочувственно рассказывает здесь о гуситском революционном движении. 1840-е гг. – время наивысшего подъёма литературной и общественной деятельности Жорж Санд, она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. Санд активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество ("Диалоги о поэзии пролетариев", 1842 г.). В романах 1840-х гг. создана галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен – "Мельник из Анжибо", Кардонне – "Грех господина Антуана"). Санд идеализировала в романах-идиллиях патриархальные деревенские нравы: "Чёртова лужа" (1846 г.), "Франсуа-найдёныш" (1847 – 1848 гг.), "Маленькая Фадетта" (1848 – 1849 гг.). Санд принимала участие в февральской революции 1848 г., была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А. Барбес и др.), редактировала "Бюллетень де ла репюблик" ("Bulletins de la republique"). Июнь 1848 г. разбил её утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений: "Снеговик" (1858 г.), "Жан де ля Рош" (1859 г.) и др., многотомную "Историю моей жизни" (1854 – 1855 гг.). С 1840-х гг. XIX в. Санд была популярна в России. Ею восхищались И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, видели в ней союзницу в борьбе за освобождение человека. Литература: Белинский В. Г., Полное собрание соч., т. 1-13, М., 1959 (см. указатель); Каренин В., Жорж Санд, ее жизнь и произведения, т. 1-2, СПБ - П., 1899-1916; Скафтымов А., Чернышевский и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о русской литературе, [Саратов, 1958]; Моруа А., Жорж Санд, 2 изд., М., 1968; Реизов Б., Жорж Санд и крестьянско-плебейская революция в Чехии, в его кн.: Из истории европейских литератур, [Л.], 1970; Larnac J., G. Sand révolutionnaire. P., [1948]; Blanc A., Notre amie G. Sand, P., 1950; "Europe", 1954, № 102-103 (спец. номер); Thomas G., G. Sand, P., [1959]; Salomon P., G. Sand, P., [1962]; Edwards S., G. Sand, N. Y., [1972]. И. А. Лилеева Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 22, 1975, с. 556-557. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|