|
Виктор Иванович Панов(р. 13.03.1945 г.) – российский психолог, специалист в области общей и экологической психологии, методологии психологии, психологии одаренности и развивающего образования. Создатель в системе экологической психологии направления «экопсихологии развития человека». Доктор психологических наук (1996 г.), член-корреспондент Российской академии образования (2001 г.), заместитель директора Психологического института Российской академии образования (с 1992 г.). Организатор и руководитель секции «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (2000 г.). Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998 г., награжден медалью К.Д. Ушинского (1999 г.). После окончания школы (1963 г.) и службы в армии (1964 – 1967 гг.) поступил в 1968 г. на работу в Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования) и одновременно на вечернее отделение факультета математики Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который окончил в 1973 г. Профессиональную исследовательскую деятельность начинал под руководством Д. А. Ошанина (1974 г.), а затем А. И. Миракяна (1980 г.). В 1983 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Взаимосвязь скорости и формы движущегося объекта в непосредственно-чувственном восприятии». В развитие подхода к психическому отражению как порождающему процессу, разрабатывал концепцию восприятия стабильности и движения объектов в процессе зрительного восприятия («Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов», М., 1993 г.), защитив на эту тему докторскую диссертацию: «Непосредственно-чувственный уровень восприятия движения и стабильности объектов». В 1996 г. создал и возглавил лабораторию «Экопсихологии развития». Изучение психологических и образовательных аспектов проблематики «порождения процессов восприятия», «экология детства», «одаренности школьников» привело Панова к созданию нового направления исследований – изучению в системе экологической психологии проблем экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания), которые исследовались в социальных условиях разного вида: семейных, образовательных, информационных и т.д. В 1996 г. в Москве Пановым была организована и проведена первая (а в 2000 г. – вторая) «Российская конференция по экологической психологии». По инициативе Панова была организована секция «Экологическая психология» при Российском психологическом обществе (2000 г.), он был избран в Совет по экологическому образованию при Президиуме Российской академии образования. Анализ экопсихологических особенностей развития детей в образовательной среде разного типа позволил Панову предложить новый подход к исследованию проблемы «Одаренные дети», в котором одаренность рассматривается в качестве психического состояния и структуры сознания как системно развивающихся свойств психики ребенка. С 1997 г. Панов – научный руководитель координационного совета федеральной целевой программы «Одаренные дети» Министерства общего и профессионального образования РФ. В рамках этой программы при участии Панова была разработана «Рабочая концепция одаренности» (ред. В.Д. Шадриков), издано семь учебных пособий для учителей («Библиотека «Одаренные дети», 1997– 1998 гг.). В настоящее время эта проблематика разрабатывается как «Психодидактические и экопсихологические принципы развивающего образования». Применив основные положения экопсихологического и онтологического подходов к проблеме психических состояний, Панов разработал типологию и концептуальную модель изменения психических состояний как особой формы бытия, развивающейся во взаимодействии человека с окружающей средой, включая экстремальные ситуации. Апробация и внедрение экопсихологического подхода к развитию человека, в том числе одаренных детей, реализуется в лекционных курсах для студентов различных вузов и в системе повышения квалификации педагогов и психологов. Панов также автор монографий: «Основные направления экологической психологии», Смоленск, 2001 г.; «Введение в экологическую психологию», вып. 1, М., 2001 г. Л. А. Карпенко Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 344-345. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского
|