Владимир Дмитриевич Шадриков

Владимир Дмитриевич Шадриков

(родился 18.11.1939 г. в городе Рыбинск Ярославской области), психолог и педагог, деятель образования, доктор психологических наук (1977 г.), профессор (1978 г.), исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989—1990) и академик Российской академии образования (с 1990 г.). Окончил физико-математический факультет Ярославского педагогического института им. К. Д. Ушинского (1962 г.). На педагогической работе с 1962 г., с 1970 г. преподавал в Ярославском университете (в 1976-1982 гг. проректор). Ректор Ярославского педагогического института (1982-1985 гг.). С 1985 г. в Москве заместитель министра просвещения СССР (1985-1987 гг.), первый заместитель председателя Гособразования СССР - министр СССР (1987-1991 гг.), заместитель председателя Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию (с 1991 г.). С сентября 1996 г. первый заместитель министра общего и профессионального образования Российской Федерации.

В трудах по общей и педагогической психологии разработал теорию освоения профессии как процесса формирования психологической функциональной системы деятельности. Выявил ее компонентный состав и закономерности генеза, указал на неаддитивность ее структурных элементов, а также на оперативность и неравномерность их развития.

Опираясь на идеи Л. С. Выготского, П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева и на экспериментальные работы, предложил рассматривать способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции. Последние имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и осуществления деятельности. Предложенный подход открывает путь к решению проблемы соотношения задатков и способностей, позволяет определить место способностей в структуре психики и рассматривать их развитие с деятельностных позиций. Шадриковым разработаны основные положения, позволяющие рассматривать развитие способностей через изменение функциональных и операционных механизмов.

На этой основе Шадриковым предложены общие принципы диагностики способностей и обоснован "метод развёртывания мнемической деятельности".

Разрабатывает теоретические проблемы образования, в их числе: взаимосвязи его общечеловеческой миссии и этнокультурной функции; принципы и пути индивидуализации содержания образования в условиях массовой школы (книга "Философия образования и образовательные политики", 1993 г.) и др.

На основе анализа универсальной и этнокультурной функций образования предложил принципы отбора содержания образования в федеративном государстве и индивидуально-ориентированного учебного плана.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 572-573.

Материалы из Архива РАО

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского