|
Карл Густав Юнг (Jung)(26.07.1875, Кесвиль, близ Базеля, - 06.06.1961, Кюснахт, близ Цюриха), швейцарский психолог. В 1900 закончил медицинский факультет Базельского университета (первоначально специализировался по внутренним болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 защитил диссертацию "К психологии так называемых оккультных феноменов". В 1902-1903 прошел обучение в Париже под руководством П. Жане. С 1903 работал в психиатрической клинике Бурхгольц в Цюрихе (в 1905-1909 главный врач); здесь в 1904 он организовал экспериментальную лабораторию, где разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1905-1913 приват-доцент медицинского факультета Цюрихского университета. В начале 1900-х гг. известность Юнгу принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение расценивались как "индикатор комплекса", т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. Ассоциативный метод впоследствии стал важнейшим инструментом практического психоанализа, потеснив в этом качестве толкование сновидений, ошибочных действий т. п. Само понятие "комплекс" получило дальнейшее развитие в теории 3. Фрейда. В 1907 в Вене состоялась встреча Юнга с Фрейдом, положившая начало их тесному сотрудничеству. Юнг занял одно из ведущих мест в психоаналитическом движении. В 1909 по приглашению Г. С. Холла он совместно с Фрейдом посетил США, где читал лекции в университете Кларка (Ворчестер, шт. Массачусетс). В 1911 избран первым председателем Международного психоаналитического общества; редактор психоаналитического журнала "Jahrbuch". В 1911 проявились серьёзные теоретические разногласия Юнга с Фрейдом, особо обострившиеся после выхода в 1912 книги Юнга "Метаморфозы и символы либидо", которую Фрейд расценил как измену психоанализу. В 1913 произошёл личный разрыв Юнга с Фрейдом. Юнг покинул психоаналитическое движение, утвердив собственное направление, которое назвал аналитической психологией. Центральным пунктом разногласий выступил отказ Юнга от пансексуализма Фрейда. Под либидо Юнг понимал не половое влечение, а психическую энергию вообще. Он рассматривал либидо как некую метафизическую силу, в то же время наполняя это понятие собственно психологическим содержанием: либидо выступает мерой побудительной силы мотива, мотивационной ценности какого-либо предмета для личности. Юнг исследовал спонтанное появление в сновидениях, галлюцинациях и фантазиях мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим. На этой основе развил представление о существовании в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя - коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.). Центр, роль, по Юнгу, принадлежит архетипу "самости" (das Selbst) - потенциальному ядру личности, в отличие от "Эго" как центра сознания. Динамика архетипов лежит в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества. В традиционных культурах равновесие различных уровней психики поддерживается с помощью мифов и обрядовых ритуалов. (Подтверждение этой идеи Юнг стремился найти в собственных эмпирических исследованиях, проводившихся в 1921 в Северной Африке, в 1925-1926 в США и др.). В условиях современной цивилизации это равновесие утрачивается; его восстановление - задача аналитической терапии. Согласно Юнгу, становление здоровой личности (самореализация, индивидуация) происходит за счет нтеграции содержаний коллективного бессознательного. Концепция коллективного бессознательного была воспринята в научной среде неоднозначно. Однако характерологическая типология Юнга быстро завоевала признание. В ее основе лежат критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная или интровертивная установка) и доминирования определенной психической функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция). Развитие этой концепции принадлежит Г. Ю. Айзенку, в чьей интерпретации она получила широкую известность. Влияние идей Юнга испытали писатели Т. Манн и Г. Гессе, культурологи К. Кереньи и M. Элиаде, физики В. Паули и Э. Шредингер. В 1948 в Цюрихе основан Институт Юнга, в 1958 - Междунар общество аналитической психологии. Сочинения: Gesammelte Werke, Bd 1-17, Z - Stuttg, 1958-76; Man and his simbols, № V, 1964, в рус. пер. - Психоз и его содержание, СПБ, 1909; Психол. типы, M. 1924, 1995; Избр. труды по аналитич. психологии, тт. 1-4 Цюрих, 1929-39, Архетип и символ [Сб.], M .1991; Феномен духа в иск-ве и науке, Собр. соч. т . 15, M. 1992; Проблемы души нашего времени, M., 1993; Либидо, его метаморфозы и символы, СПБ, 1994; Воспоминания, сновидения, размышления, К., 1994; Конфликты детской души, M., 1995; Ответ Иову, M., 1995. Литература: Лейбин В. М., Психоанализ. Юнг. Россия, "Рос психоаналитич. вестник", 1993, № 2; Фейдимен Дж., Фрейгер P., Личность и личностный рост, в. 1, M. 1994-95, гл. 2; Progoff I, Jung's psychology and its social meaning, N.Y., 1953; Drу A. The psychology of Jung, N.Y., 1961; Evans R, Conversations with Carl Jung and reactions from Ernest Jones, N.Y., 1964; Jасobi J. Die Psychologie von С. G. Jung, Z.-Stuttg., 1967; Meier С. A. Experiment und Symbol Arbeiten zur komplexen Psychologie С. G. Jungs, Z., 1975; Fordham F. An introduttion to Jung’s psychology, Harmondsworth, 1978; Wehr G. С.G. Jung. Leben, Werk, Wirkung, Munch., 1985. С. С. Степанов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 648-649. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К. Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|