Стенли Гренвилл Холл

Стенли Гренвилл Холл

(01.02.1846, Ашфилд, штат Массачусетс, - 24.04.1924, Вустер, штат Массачусетс), американский психолог, сторонник экспериментальной педагогики. В 1878-1980 гг. учился в Германии, в том числе у Г. Т. Фехнера и В. Вундта. В 1881-1988 гг. профессор университета Дж. Хопкинса (г. Балтимор), где им в 1883 году основана одна из первых в США лабораторий экспериментальной психологии. В 1889- 1920 гг. профессор психологии и президент университета Кларка, где организовал первый в США Институт детской психологии. В 1887 году основал первый американский психологический журнал "Американский журнал психологии" ("Amencan Journal of Psychology"), в 1891 году - "Педагогический семинар и журнал генетической психологии" ("Pedagogical Semmary and Journal of Genetic Psychology"), в 1917 году - "Журнал прикладной психологии" ("Journal of Applied Psychology"). Один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации.

Основные работы Xолла относятся к области детской и педагогической психологии (он называл ее генетической). Для исследования детской психики он широко распространял вопросники. Дети, отвечая на них, должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), об отношении к другим людям, о ранних воспоминаниях и др. На этой основе Xолл написал ряд работ, среди которых наиболее известна "Юность" ("Adolescence", 1904) - первая монография по психологии ранней юности, встретила критику, т. к. строилась на признании полной достоверности высказываний детей о самих себе. Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов.

В объяснении психического развития ребенка Xолл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения оси этапов развития человеческого рода). Формирование детской психики трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой. Характер детских игр, например, объяснялся как проявление и "изживание" охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведением образа жизни воинств племен. Из этого следовали выводы о том, что детям нужно предоставить возможность проходить анимистичную, религиозную и другие стадии своего развития. Воспитание должно провести ребенка через все эти периоды. Холл одним из первых стал изучать проблемы психологии старческого возраста.

Лит.: Ярошевский M. Г., История психологии, M., 1985; Pruette L., G. S. Hall. A biography of a dmmd, № V, 1926.

M. Г. Ярошевский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. —М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 545.

Труды:

Hall, Granville Stanley. Adolescence: Its psychology and its relations to physiology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. - New York: Appleton , 1904.

Hall, Granville Stanley. Educational Problems. - London, New York: Appleton, 1911.

Hall, Granville Stanley. Founders of Modern Psychology. - New York and London: Appleton, 1912.

Hall, Granville Stanley. Jesus the Christ in the Light of Psychology. - Garden City, New York: Doubleday, Page & company, 1917.

Hall, Granville Stanley. Senescence. – London, New York: Appleton, 1922.

Hall, Granville Stanley. Life and Confessions of a Psychologist. – London, New York: Appleton, 1 923

Hall, Granville Stanley. Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene