Арнольд Люциус Гезелл

Арнольд Люциус Гезелл (Gesell)

(21.06.1880, Алма, шт. Висконсин, США, - 29.05.1961, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут, США) - американский психолог, специалист в области психологии развития, детской и семейной психологии. Образование получил в Висконсинском университете (бакалавр, 1903 г.), университете Кларка (доктор философии, 1906 г.) и Йельском университете (доктор медицины, 1915 г.). Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя. С 1911 по 1948 гг. Гезелл - директор Йельской клиники развития детей, в которой изучалось психическое развитие детей. Почетный доктор наук университета Кларка (1930 г.), где сотрудничал с Г. Ст. Холлом и Л. Терменом (L. Terman). Член Национальной академии наук, вице-президент Международной ассоциации защиты детей (1919-1921 гг.) и других общественных организаций. Лауреат премии Каппа Дельта Фи (1958 г.). Научная деятельность Гезелла была связана с нормативным изучением процессов развития детей. Он разделял точку зрения Г. Ст. Холла о том, что любые изменения в процессе развития можно понять только с позиций эволюционного подхода, который превалирует над любыми влияниями окружающей среды и культуры. С этих позиций Гезелл впоследствии выстраивал все свои исследовательские программы, которые были образцом «нормальной науки», настолько методически точно выполнял и ясно формулировал он научные задачи. Работая совместно с Л. Терменом в Лос-Анджелесском педагогическом институте, Гезелл применял генетический и психометрический подходы к проблеме умственной отсталости и изменений в процессе развития в целом. Однако его исследовательские интересы выходили за рамки применения уже имеющихся средств тестирования. Он хотел провести гораздо более тщательное, нормативное исследование раннего развития детей. Для этого вернулся в Висконсинский университет, а затем перешел в Йельский университет, где получил специальное медицинское образование (1915 г.), сочетая учебу с преподавательской деятельностью. В эти годы (1911 г.) при Йельском университете впервые была создана Йельская клиника развития детей, где Гезелл и развернул свои исследования, параллельно продолжая заниматься своей основной работой в качестве школьного психолога в составе Государственной комиссии штата Коннектикут по вопросам образования. В Йеле Гезелл и его коллеги начали тщательное исследование раннего развития детей. Они использовали в этом проекте фотографирование, а с 1924 г. - киносъемку. Придумывали уникальные приспособления: многие снимки были получены с помощью специально спроектированного фотографического купола. Для наблюдений за детьми применяли «зеркало Гезелла» (полупроницаемое зеркальное стекло, отделявшее часть помещения, из которого велось наблюдение за поведением детей). Использовались и естественные условия наблюдения, например в фильме, посвященном типичному дню младенца. Полученная нормативная и натуралистическая информация была представлена в «Атласе поведения грудного ребенка» (1934 г.). Исследования Гезелла в Йеле касались периода от детства до юности (от рождения до года, от года до трех лет и от трех лет до восемнадцати). Его публикации, разработанные тесты и методы (лонгитюдный метод, метод «близнецового контроля») заинтересовали многих педиатров, воспитателей и психологов. Гезелл доказывал, что изменения поведения развиваются по жестко заданным схемам. В качестве прямого доказательства выступал «близнецовый метод», при котором сравнивали обученного и необученного близнецов. Гезелл открыл, что необученный близнец очень быстро догонял обученного. Однако, несмотря на эти результаты, Гезелл не ставил своей главной целью экспериментирование. Он намеревался в общем описать и проанализировать ситуации естественного становления, построив систему тестов таким образом, чтобы наиболее отчетливо выявить существенные моменты становления. На основе эих тестовых исследований были выработаны нормы для детей от 4 недель до 6 лет по показателям моторики, речи, адаптивного поведения, личностно-социального поведения и т.п. Твердо придерживаясь идеи о главенстве внутренних эволюционных процессов, Гезелл последовательно разрабатывал собственное направление, на которое никакого влияния не оказывали ни появившиеся теории научения, учитывающие влияние среды, ни психоаналитические теории развития, ни последующие теории социальных и культурных условий детства и младенчества. В результате его подход сейчас может быть применен только для ограниченного круга исследований, границы которым четко очертил сам Гезелл. Тем не менее, модификация тестов Гезелла (как и тестов Бине) используется в современной диагностике психического развития детей.

Основные труды: «The First Five Years of Life» (в соавт.), Harper, 1940; «Development Diagnosis» (with С Amatruda), «Hoeber», 1941; «Infant and Child in the Culture of Today» (with F. Ilg), Harper, 1943; «The Embryology of Behavior» (with С Amatruda), Harper, 1945; «The Child from Five to Ten» (with F. Ilg), N.Y., 1946; «The Jars from Ten to Sexteen» (with F. Ilg), N.Y., 1956.

Л. А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 126-127.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского