Льюис Мэдисон Термен

Льюис Мэдисон Термен (Terman)

(15.01.1877 — 21.12.1956) — американский психолог, специалист в области психологии развития, психологии образования, методов оценки и измерения. Почетный доктор ряда американских университетов. Декан психологического факультета Стэндфордского университета (1922), президент АРА (1923), член Американской академии наук (1932). Образование получил в университете шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университете Кларка, под руководством С. Холла (1903—1905, докторр философии). С 1906 по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 г. — ассистент профессора на факультете воспитания Стэнфордского университета, в 1912—1916 гг. — ассоциативный профессор; в 1916—1922 г. — профессор образования, а с 1922 г.и до конца своих дней — профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки к вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М. Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Термену. Работая на базе Стэнфордского университета, Термен переработал шкалу Бинэ-Симона, фактически создав новый тест, получивший название "шкалы Стэнфорд-Бине" ("The measurement of intelligence: an explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet-Simon Intelligence scale". Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Стэнфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К. Майлсом Термен проводил изучение особенностей знаменитых и гениальных людей ("Genetic Studies of Genius". V. 1—4, Stanford, 1926—1948), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт —180, Наполеон — 145).

В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Термен понимал под основным фактором одаренности — наследственность. По ходу своих исследований Термен пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление ("Primary mental abilities" / Psychometric Monographs. 1938, 1; "Factorial studies of intelligence" / Psychom. Monogr. 1941, 2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием ("Concept mastery test") ("The gifted child grows up: twenty-five years follow-up of a superior group". Stanford, Calif, 1947, совм. с Oden M.H.), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности-феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам ("Sex and personality" / совм. с Miles C.C. N.Y., 1936), а также предпосылок переживания семейного счастья ("Psychological factors in marital happiness", 1938). Развивал математический метод факторного анализа. Автор трудов: "A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership" / Pedag. Sem., 1904, 11; "Stanford-Binet intelligence scale: manual for the third revision, Form L-M", Boston, (совм. с Merrill M.A.), 1960.

И. М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.


Публикации:

  • Bernreuter, R. G., Miles, C.C., Tinker, M.A., & Young, K. (1942). Studies in personality. New York, NY: McGraw-Hill Book Company.
  • Minton, H.L. (1988). Lewis M. Terman: pioneer in psychology testing. New York, NY: New York University Press.
  • Seagoe, M.V. (1975). Terman and the gifted. Los Altos, CA: William Kaufmann.
  • Terman, L.M. (1906). Genius and stupidity: a study of some of the intellectual processes of seven 'bright' and seven 'stupid' boys. Pedagogical Seminary, 13, 307-373.
  • Terman, L.M. (1915). The mental hygiene of exceptional children. Pedagogical Seminary, 22529-537.
  • Terman, L.M. (1922). A new approach to the study of genius. Psychological Review, 29(4), 310-318.
  • Terman, L.M. (Ed.). (1959). The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford University Press.
  • Vialle, W. (1994). 'Termanal' science? The work of Lewis Terman revisited. Roeper Review, 17(1), 32-38.
  • Human Intelligence: Lewis Madison Terman
  • Autobiography of Lewis M. TermanFirst published in Murchison, Carl. (Ed.) (1930). History of Psychology in Autobiography (Vol. 2, pp. 297–331). Republished by the permission of Clark University Press, Worcester, MA.
  • Memorial Resolution Lewis Madison Terman via Stanford University
  • Shurkin, Joel (1992). Terman's Kids: The Groundbreaking Study of How the Gifted Grow Up. Boston (MA): Little, Brown. ISBN 978-0316788908, Lay summary (28 June 2010).