Джером Сеймур Брунер

Джером Сеймур Брунер (Bruner)

(р. 01.10.1915, Нью-Йорк), американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Профессор Гарвардского (1952-1972) и Оксфордского (1972-1980) университетов, Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке (с 1980). Директор центра по исследованию познавательных процессов в Гарвардском университете (1961-1972). Работы Брунера посвящены исследованию познавательной деятельности, в частности восприятия и мышления, проблемам психического развития, разработке психологических основ обучения. Брунер экспериментально показал, что восприятие человека зависит от его системы ценностей, которые обусловливают отбор согласующихся с ними данных (теория социального восприятия).

Исследовал психологию детей раннего возраста; под влиянием Л. С. Выготского рассматривал познавательные процессы в социальном контексте. Опираясь на концепцию Ж. Пиаже, изучал умственное развитие как иерархию стадий, однако, не считал их атрибутом конкретного возраста, признавал ведущую роль обучения в развитии мышления. В исследованиях познавательных процессов у представителей различных социально-этнических групп показал реальные возможности педагогического воздействий на формирование мыслительной деятельности. Согласно Брунеру, главное для организации обучения - выявить стадию когнитивного развития ребёнка. Изучал развитие речи, исходя из гипотезы, что люди пользуются языком для решения практических задач. Полагал, что обучение языку состоит не столько в овладении его грамматическим строем, сколько в стремлении ясно выразить свои желания, добиться практической цели с помощью слов.

Брунер принимал активное участие в подготовке реформы системы образования в США. В качестве главы исследовательской группы Национальной АН США работал над совершенствованием методов преподавания естественных и точных наук. Посвящённая этой работе книга Брунера "Процесс обучения" ("The process of education", 1960) оказала большое влияние на систему образования во многих странах, переведена на 19 языков, в т. ч. на русский (1962). В ней Брунер, в частности, утверждает, что "любого человека в любом возрасте можно обучить основам любой науки, если найти правильную форму преподавания". Исследовал роль структуры знаний в обучении (обучение требует не просто усвоения фактов, а понимания основных отношений в структуре предмета), готовность ребёнка к обучению, которую считал поддающейся целенаправленному формированию, развивал идею спиралевидной (постепенно усложняющейся) программы обучения как активного приобщения ребёнка к культуре. По Брунеру, учение - процесс создания ребёнком собственного "культурного опыта", который носит социальный характер и обусловлен конкретным культурно-историческим, контекстом. Ряд педагогических идей Брунера воплощён в разработанном под его руководством междисциплинарном школьном курсе "Человек".

Сочинения: A study of thinking, N. Y. - L., 1956 (соавт.); On knowing. Essays for the left band, Camb. (Mass.), 1962; Toward a theory of instruction, Camb. (Mass.), 1966; The rele-vance of education, L., 1972; In search of mind, L.-N. Y., 1983; Actual minds, pos-sible words, Camb. (Mass.) - L., 1986; в рус. пер.- - Развитие процессов представления у детей, ВП, 1968, N° 5; Исследование развития познават. деятельности, [предисл. В. В. Давыдова], М., 1971 (соавт.); Психология познания, М., 1977.

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 113.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского