Александр Николаевич Бернштейн

Александр Николаевич Бернштейн

(19.05.1870 г. - 1922 г.) - российский психиатр, психотерапевт и психолог. Один из организаторов и лидеров российского психоаналитического движения. Доктор медицинских наук (1901 г.), профессор. Был одним из организаторов журнала «Современная психиатрия». Основал «Журнал психологии, неврологии и психиатрии» (1922 г.). Бернштейн - сын Н. О. Бернштейна, известного российского врача, физиолога и общественного деятеля и отец Н. А. Бернштейна - известного российского психолога. Под руководством отца Бернштейн получил начальное домашнее образование. В 1888 г. окончил 3-ю Одесскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Был учеником и сотрудником С. С. Корсакова. Одновременно с учебой работал в лаборатории клиники нервных болезней, где под руководством Л. О. Даркшевича изучал микроскопическую анатомию центральной нервной системы. Особое внимание уделял проблемам психиатрии. По окончании университета (1893 г.) получил диплом лекаря (с отличием) и по совету С. С. Корсакова совершил поездку в Австрию, Германию, Францию и Швейцарию, где знакомился с работой различных психиатрических учреждений. В 1893-1902 гг. работал в Психиатрической клинике Московского университета. В 1895 г. некоторое время работал в клинике Э. Крепелина (в Гейдельберге) и в дальнейшем являлся первым влиятельным российским последователем его учения. В это же время прослушал курс К.Фишера о философии И. Канта. Наряду с врачебной работой интенсивно изучал философию и психологию и был ближайшим помощником А. А. Токарского в психологической лаборатории клиники. С 1901 г. - заведующий этой лабораторией и вел занятия по экспериментальной психологии. В 1901 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную проблемам значения мышечного валика, и в 1902 г. стал приват-доцентом. В этом же году был командирован за границу для подготовки к чтению курса по физиологической психологии. Посетил ряд психологических лабораторий (В. Вундта, Г. Эббингауза и др.), психиатрических клиник (Э. Крепелина, Р. Зоммера и др.) и прослушал лекции Э. Крепелина, Р. Зоммера, К. Вернике и др. По возвращении в Москву начал чтение курса физиологической психологии (с практическими занятиями), который вел до 1905 г. С 1899 г. по рекомендации С. С. Корсакова заведовал Московским Центральным полицейским приемным покоем, где организовал оказание психиатрической помощи неимущим горожанам, дотоле содержавшимся в полицейских участках. Привлек к работе в этом учреждении В. А. Гиляровского, Е. К. Краснушкина, Ю. В. Каннабиха и др. Организовал в нем биохимическую, патологоанатомическую и психологическую лаборатории, в которых велась интенсивная научная работа. Читал курс клинических лекций и проводил практические занятия со студентами. В 1903 г. добился включения Центрального полицейского приемного покоя в число учебно-вспомогательных структур Московского университета. В 1905 г. был одним из инициаторов организации временных Педологических курсов при Московском педагогическом собрании, при котором в 1908 г. открыл и возглавил психологическую лабораторию, публиковавшую «Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании» (1909 г., 1911 г.). В 1906-1916 гг. участвовал в организации и проведении Всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. Разрабатывал программы, методики и опросники по исследованию личности и интеллекта. Опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (1908 г.), а также статьи и книги о проблемах прикладной экспериментальной психологии, практических методах экспериментально-психологического исследования личности: «Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях» (1910 г.), «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (1911 г.), «Клинические лекции о душевных болезнях» (1912 г.). Вел большую клиническую и научную работу. Разработал способ определения восприимчивости памяти при помощи таблиц с геометрическими фигурами, методики экспериментально-психологического исследования и клинического опроса, выполнил работы по эпилепсии, описал симптом олигофалии и пр. Одним из первых российских психиатров обратил внимание на содержание и возможности психоаналитического учения. В 1907 и 1909 гг. организовал при Центральном полицейском приемном покое Повторительные курсы (курсы усовершенствования врачей), на которых повышали свою квалификацию психиатры России. В 1909 г. пригласил в качестве лектора Н. А. Вырубова, который прочитал спецкурс «Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов». В 1910-1914 гг. был одним из организаторов и членов редколлегии журнала «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии». В 1919 г. содействовал созданию Психоневрологического музея и библиотеки профессора Ф. Е. Рыбакова и вошел в Совет музея. В 1920 г. принимал активное участие в преобразовании этого музея в Государственный (Московский) психоневрологический институт, заведовал там отделом психиатрии. В 1920-1922 гг. был директором Государственного психоневрологического института (ныне - Московский НИИ психиатрии МЗ РФ). Привлек к работе перспективных специалистов и организовал новые кабинеты и лаборатории, в том числе «Гипнологии и психоанализа». В 1921 г. содействовал организации в институте научного кружка, изучавшего «вопросы психологии художественного творчества психоаналитическим методом» и принимал активное участие в его работе. В этом же году открыл при отделе психологии института психоаналитически ориентированный «Детский дом-лабораторию по научному изучению детского возраста», ставший первой российской структурой по детскому психоанализу и зародышем Государственного психоаналитического института (ГПАИ). В 1921 г. совместно с И. Д. Ермаковым и С. Любимовым пытался создать научное общество для исследования явлений психизма, связанных с подсознательным. В современной психиатрии и психологии и поныне широко используются психологические методики Бернштейна, направленные на исследование интеллектуального уровня (методика установления последовательности событий и проба на комбинаторику), которые в определенной мере инициировали и отчасти вошли в различные тесты для исследований интеллекта. А описанный им «симптом Бернштейна» (фиксирующий некоторые особенности движения у кататоников) стал одним из употребительных психиатрических терминов. Автор книг: «Экспериментально-психологическая методика распознавания душевных болезней» (1908 г.), «Экспериментально-психологические схемы исследования интеллектуальных расстройств при душевных болезнях» (1910 г.), «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных» (1911 г.), «Клинические лекции о душевных болезнях» (1912 г.) и др. работ.

В. И. Овчаренко

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 55-56.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского