Альберт Веллек (Wellek)

(16.10.1904, Вена - 27.08.1972, Майнц) - немецкий психолог, представитель «слой-нотеоретического» направления немецкой характерологии. Развил психологию целостности и структуры Ф. Крюгера и построил на ее основе «конкретную характерологию», которая рассматривает характер как многомерно расчлененную систему слоев и полярностей. Веллек получил литературное и музыкальное образование в Вене и Праге, в психологию пришел с проблемой цвета-тона в рамках исследования синестезии. Психологическое образование получил в кружке К. Бюлера, в котором считал себя учеником Э. Брунсвика, и в Лейпцигской школе генетической психологии целостности и структуры Ф. Крюгера (с 1932 г.). С 1943 г. Веллек - профессор кафедры психологии и педагогики в Бреслау; с 1946 г. - ординарный профессор университета в Майнце; с 1939 г. - секретарь-делопроизводитель Немецкого Психологического Общества (DGP).

Основополагающими принципами характерологической системы Веллека являются принципы слоения (общий слойнотеоретический подход к строению личности), целостности (школа Ф. Крюгера) и полярности, исходя из которых конструируется общая модель личности, а главными понятиями - понятия (психической) структуры и характера. Под характером Веллек понимал ядерную (врожденную) сферу личности, из которой человек ответственно осуществляет свою деятельность, формирует ценности и оценивает окружающий мир. Относительной устойчивости ядерной сферы личности противостоит постепенное развитие характера и влияние интеллекта и способностей, благодаря чему становится возможным воспитательное воздействие. Характер человека Веллек описывает с помощью модели двумерного слоения - вертикального и горизонтального (Die Polaritaet im Aufbau des Charakters, 1950). Однако описание характера в его уникальности и целостности становится у Веллека настолько громоздким, что едва ли выполнимо.

Помимо характерологической концепции, заметный след в соответствующих областях психологии и искусствоведения оставили экспериментальные и теоретические исследования Веллека: в области психологии музыки, психологии языка и синестезии (приведенные в целостную систему психологии музыки и музыкальной эстетики); отдельные работы по исследованию Раншбург-феномена; психологической диагностике (в частности, физиогномике); феноменологии гештальта, классификации чувств, феноменологии памяти и воспоминания, гипнозу и теории остроумия.

А. К. Никишов

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 98.

В фонде библиотеки имеется следующее издание:

Труды (источник):

• Typologie der Musikbegabung im deutschen Volke: Grundlegung einer psychologischen Theorie der Musik und Musikgeschichte. München: C.H. Beck, 1939 (2., durchges. u. erg. Aufl. Mit e. Nachtr.: Gegenwartsprobleme der Musikpsychologie und -ästhetik. München: C.H. Beck, 1970).
• Das Problem des seelischen Seins: Die Strukturtheorie Felix Kruegers; Deutung und Kritik; zugleich ein Beitrag zur Wissenschaftslehre und zur Theorie des Charakters. Frankfurt a. M.: J.A. Barth, 1941.
• Musikpsychologie und Musikästhetik: Grundrisse der systematischen Musikwissenschaft. Frankfurt a.M.: Akademische Verl.-Anstalt, 1963.
• Psychologie (Dalp-Taschenbücher; 372 D). Bern: Francke, 1963.