|
Максимилиан Карл Эмиль Вебер (Weber)(21.04.1864 г., Эрфурт, – 14.06.1920 г., Мюнхен), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Профессор в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Диапазон научной деятельности Вебера очень широк: аграрная история древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца 19 в., социология религии и методология общественных наук. В целом для творчества Вебера характерна эволюция от историко-экономической проблематики к вопросам общей социологии. Вебер испытал значительное влияние позитивизма, неокантианства, философии жизни. Философская позиция Вебера представляет собой попытку синтеза позитивных, с точки зрения Вебера, положений этих теорий, главным образом кантианства с некоторыми элементами, заимствованными из марксизма. В отличие от психологизирующей методологии истории В. Дильтея и идиографизма Г. Риккерта, в теории социологического познания Вебер придавал большое значение единству принципа причинности и теории «понимания». Задача социологии, по Веберу, дать «понимание», интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. Вебер даёт типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. В методологии социальных наук Вебер выдвинул теорию идеальных типов как средство объяснения и обобщающего изучения индивидуальных исторических явлений. Идеальные типы являются абстрактными конструкциями, мысленными построениями возможного протекания процесса, создаваемыми учёным в качестве исследовательского средства. В теории идеальных типов Вебер ставит важные вопросы соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, пытается дать анализ процесса образования научных абстракций. В свете логики науки процесс конструирования идеального типа сходен с процессом создания идеализированной абстракции, а идеальный тип в целом – с идеальной моделью. Однако в гносеологическом аспекте идеальный тип Вебера является идеалистической интерпретацией модели и процесса её создания. Свои методологические принципы Вебер применил в теории происхождения «современного западноевропейского капитализма». На основе сравнительного анализа в ряде работ («Протестантская этика и дух капитализма», 1904 г., и др.) «хозяйственной этики» различных религий (протестантизма, конфуцианства, буддизма и др.) Вебер утверждал, что капитализм мог возникнуть впервые только на Западе вследствие распространения здесь протестантизма и в особенности кальвинизма, «хозяйственная этика» которого, по Веберу, наиболее соответствовала «духу капитализма». Решая вопрос о взаимодействии религиозной идеологии и социально-экономической структуры общества, Вебер пытался «преодолеть» марксистскую теорию базиса и надстройки и представлял религию самостоятельной активной силой, определяющей возникновение капитализма. В своей теории социальной структуры Вебер наряду с классами выделял статусные группы, связанные с обладанием социальным престижем, с особым стилем жизни, и группы власти, наиболее чётким выражением которых он считал политические партии. По Веберу, статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества. Веберу принадлежит также теория бюрократии, авторитета и власти. Вебер оказал значительное влияние на развитие современной социологии. Будущее капитализма Вебер рассматривал пессимистически. Марксистские идеи о социалистическом преобразовании общества он считал реальной угрозой существованию западного капитализма. С позиций национал-либерализма Вебер критиковал внешнюю и внутреннюю политику кайзеровской Германии, считая необходимым проведение ряда реформ и замену кайзеровского режима буржуазной парламентарной республикой. Литература: Данилов А. И. Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца 19 – начала 20 вв. М., 1958, с. 96-105; Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964, гл. 5; Bendix R. Max Weber. An intellectual portrait. N.Y., 1960. Р. П. Девяткова Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 4, 1971, с. 348. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|