|
Анри Валлон (Wallon)(15.03.1879 г., Париж, – 01.12.1962 г., там же), французский психолог и общественный деятель, основатель Парижской школы генетической психологии. Член Французской коммунистической партии (с 1942 г.), участник Движения Сопротивления. Получил философское образование в парижской Нормальной школе (Эколь нормаль). Защитил докторскую диссертацию по медицине (1908 г.) и психологии (1925 г.). Работал в психиатрической клинике в Париже (основатель Ж. Шарко; 1908 – 1931 гг.), преподавал в Сорбонне (1920 – 1937 гг.). Директор Практической школы высших знаний (1927 – 1950 гг.), профессор Коллеж де Франс (1937 – 1949 гг.). Основал первую во Франции лабораторию детской психологии (1927 г.) и первый в этой области журнал "Enfance" ("Детство", 1948 г.). Президент Комиссии по реформе образования во Франции (1946 г.). Основные труды – в области генетической психологии. Валлон отвергал как биологизаторский, так и односторонний социологизаторский подход к психическому развитию, применял принцип историзма к анализу психики. Психическое развитие рассматривал как последовательную смену стадий эволюции психики на основе её качественной перестройки. При этом, по Валлону, перестраиваются и развиваются не просто отдельные психические функции, а целостная личность ребёнка. Движущие силы развития заключены во взаимодействии ребёнка со всё более усложняющимися условиями его существования, и прежде всего – с его социальным окружением. Общество, по Валлону, формирует психику человека посредством всей материальной и духовной культуры. Связи ребёнка с предметным миром опосредуются эмоциональными формами общения со взрослыми. Эти выводы Валлона были подтверждены и дополнены экспериментальными исследованиями отечественных психологов (А. В. Запорожец, М. И. Лисина и др.). В области педагогики критиковал теории "врождённых способностей", "нейтрального воспитания и обучения", выступал за демократизацию системы образования во Франции, пропагандировал идеи советской педагогики. Совместно с П. Ланжевеном разработал проект реформы народного образования. Основные задачи реформы видел в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребёнка и воспитание его в духе демократических и гуманистических идеалов, внедрить прогрессивные методы обучения, расширить и углубить естественно-математическое и техническое образование, улучшить подготовку учащихся к практической деятельности, создать широкие возможности для образования взрослых. Литература: Леонтьев А. Н. А. Валлон // Вопросы психологии. – 1963. – №3; Тутунджян О. М. Психологическая концепция А. Валлона. Ереван, 1966; Заззо Р. Психология и диалектический материализм. (О психологии Анри Валлона), в кн.: История зарубежной психологии, 30-60-е гг. XX в. Тексты. [M.], 1986. Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 126. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|