|
Диего ВеласкесДиего Родригес де Сильва Веласкес (Rodríguez de Silva Velásquez) (06.06.1599 г., Севилья, - 06.08.1660 г., Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610-1616 гг.). В 1617 г. получил звание мастера. До 1623 г. работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegón - харчевня) - сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617 г., Эрмитаж, Ленинград; "Водонос", около 1620 г., Музей Уэллингтона, Лондон). Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой Веласкес вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622 г., Национальная галерея, Лондон). Уже в этих ранних произведениях Веласкес, обратившись к кругу явлений, новых для испанской живописи, создал меткие характеристики народных типов. В середине 1623 г. Веласкес переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. Совершенствованию мастерства Веласкеса во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 г. - начало 1629 г.) и поездка по Италии (конец 1629 г. - начало 1631 г.). Вместе с тем и взгляд Веласкеса на мир становился всё более проницательным. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. В картине "Вакх" (до 1630 г., Прадо, Мадрид) Веласкес изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. "Кузница Вулкана" (1630 г., Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре, и естественности поведения её несколько простодушных героев. Картиной "Сдача Бреды" (1634 г., Прадо) Веласкес закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Реальный эпизод испано-нидерландской войны даёт повод Веласкесу показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. Одновременно с картинами Веласкес написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества. Жизнь при дворе научила Веласкеса проникать в глубины человеческого характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображенном. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение. Чаще всего нейтральный фон, приобретающий особую глубину и воздушность благодаря соотношению валёров, тёмные тона одежд направляют основное внимание зрителя на ровно освещенные лица. Но за кажущимся внешним бесстрастием Веласкеса таится глубоко человечное отношение к окружающему. В ряду портретных образов Веласкеса привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты, так называемого, Хуана Австрийского, Эль Бобо из Кории, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др.; все - 1631-1648 г., Прадо). Мудрая непредвзятость в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой, обнаружить присущие им человеческие качества. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) - эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. Этот портрет был написан Веласкесом во время его второй поездки в Италию (конец 1648 г. - середина 1651 г.). Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651 г., Национальная галерея, Лондон). Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела - гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. К этому же периоду относятся и два пейзажа Веласкеса (оба - "Вилла Медичи", 1650-1651 гг., Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. В последние годы жизни Веласкес написал две самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины", 1656 г.) и "Пряхи" (первоначальное название - "Миф об Арахне", 1657 г.) - обе в Прадо. В "Лас Менинас" художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом - себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. Веласкес смело раздвинул пространство композиции: король и королева воспринимаются как бы находящимися перед картиной, в среде её зрителей, которые становятся, в свою очередь, участниками изображенной сцены. Частный эпизод придворного быта предстаёт здесь как один из моментов общего течения жизни со всей сложностью её взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. В ином, более мажорном живописном ключе написаны "Пряхи" - сцена в королевской мастерской ковров с фигурами прях на первом плане. Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром, изображающим миф об Арахне - ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. Окутанные золотистой пылью фигуры прях воспринимаются по контрасту со светлым фоном особенно рельефно, в частности - фигура молодой пряхи справа, полная живой подвижности и энергии. Красота народа, его созидательная сила - лейтмотив картины. В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубочайшее постижение действительности во всём её богатстве и противоречивости, целостность её образно-пластического воплощения, при котором все элементы художественной формы выступают в нерасторжимом единстве. Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, сливая воедино непосредственные впечатления от натуры, строгую продуманность композиции, свободу кисти и органичность всей живописной системы, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Творчество Веласкеса - вершина испанской живописи 17 в. и одно из ярчайших явлений мирового реалистического искусства. Литература: Малицкая К. М., Веласкес (1599-1660), М. - Л., 1939; Каптерева Т. П., Веласкес, М., 1961 (библ.); Кеменов В. С., Картины Веласкеса, М., 1969; López-Rey J., Velasquez. А catalogue raisonné of his oeuvre, L., 1963; Camón Aznar J., Velázquez, Madrid, 1964. Т. П. Каптерева Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 4, 1971, с. 370-371. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|