|
Микеланджело Караваджо (Caravaggio)(собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio)(28.09.1573 г., Караваджо, Ломбардия, – 18.07.1610 г., Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII в. Учился в Милане (1584-1588 гг.) у С. Петерцано. Между 1589 г. и 1593 г. приехал в Рим, где работал до 1606 г., затем – в Неаполе (1607 г. и 1609-1610 гг.), на острове Мальта и в Сицилии (1608-1609 гг.). Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца XVI - начала XVII вв. (маньеризму и академизму). Ранние произведения Караваджо (между 1592 г. и 1598 г.), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи XVI в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели ("Маленький больной Вакх", Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета – непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве ("Юноша с корзиной фруктов", Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало ("Вакх", 1592-1593 гг., Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", около 1596 г., Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет", Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю ("Лютнист", Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.) – это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., церковь Сан-Луиджи деи Франчези, "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601, церковь Санта-Мария дель Пополо, "Мадонна ди Лорето", около 1603-1606 гг., церковь Сант-Агостино, – все в Риме; "Положение во гроб", 1602-1604 гг., Пинакотека, Ватикан; "Смерть Марии", около 1605-1606 гг., Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах Караваджо вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах Караваджо, созданных в годы скитаний по югу Италии (1606-1610 гг.), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений ("Семь деяний милосердия", 1607 г., церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма ("Казнь Иоанна Крестителя", 1609 г., собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; "Погребение св. Лучии", 1608 г., церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Караваджо обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах Караваджо становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству ("Поклонение пастухов", 1609 г., Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское искусство Караваджо нашло последователей в Италии и других странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (караваджизм). Литература: 3намеровская Т. Микельанджело да Караваджо. М., 1955; [Всеволожская С.]. Микельанджело да Караваджо. М., 1960; Виппер Б. Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII-XVIII веков. М., 1966. C. 34-54; Venturi L. Il Caravaggio. Novara, 1951; Joffroy B. Le dossier Caravage. [Paris, 1959]; Jullian R. Le Caravage. Lyon; Paris, 1961; L'opera completa del Caravaggio. Milan, 1967; Longhi R. Caravaggio. Dresden, [1968]; Friedlaender W. Caravaggio studies. 2 ed. New York, [1969]. М. И. Свидерская Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 11, 1973, с. 372-373. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|