Анри де Тулуз-Лотрек

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек Toulouse-Lautrec)

(24.11.1864 г., Альби, – 09.09.1901 г., Мальроме, близ Бордо), французский живописец и график. Потомок древнего аристократического рода. С 1881 г. жил в основном в Париже, где учился у Л. Бонна (1883 г.) и у Ф. Кормона (с 1884 г.). Испытал влияние импрессионизма (особенно воздействие Э. Дега), а также увлечение японской графикой.

Первые же значительные работы отмечены стремлением к предельной индивидуализации образов (портрет Э. Бернара, 1885 г., галерея Тейт, Лондон). Со 2-й половины 1880-х гг. определяется основная тема Тулуз-Лотрека – развлечения и быт богемы, парижского "полусвета"; чуждый своей среде, он ищет забвения в освобожденной от буржуазных условностей естественности, в веселье, царящем в кафешантанах, танцевальных залах и прочих заведениях Монмартра. Мир парижского "дна" изображается в композициях и портретах Тулуз-Лотрека без морализирования, с присущими художнику нервно-обострённой зоркостью наблюдения, язвительной иронией и в то же время с особенно чуткой реакцией на социальную и нравственную исковерканность окружающей жизни.

Своеобразие манеры Тулуз-Лотрека с конца 1880-х гг. – в экспрессивном, то резком, доходящем до гротеска, то изысканно-гибком рисунке, в беспокойной фрагментарности композиции, ритмам которой подчинены чёткие контуры форм, длинные упругие и вибрирующие или изломанные красочные мазки-штрихи, в контрастах холодно мерцающей общей тональной гаммы и как бы вспыхивающих в ней нарочито ярких локальных цветовых пятен. Показывая своих героев, опустившихся и падших, их кумиров – певцов и танцоров кабаре (нередко среди героев изображен и сам автор), Тулуз-Лотрек не только фиксирует нравы, с импровизационной лёгкостью передаёт динамику мизансцен, характерность поз и жестов, эффекты резкого искусственного освещения, но с психологической проницательностью вникает в эти разбитые судьбы, словно материализует отравленную пороком атмосферу эпохи "конца века" ("Бал в Мулен-де-ла-Галетт", 1889 г., "В Мулен-Руж", 1892 г., оба произведения – в Институте искусств, Чикаго; "Танец в Мулен-Руж", 1890 г., частное собрание, Филадельфия; "Со своей милой", акварель, гуашь, 1891 г., Музей изящных искусств, Бостон; "Певица Иветт Гильбер", 1894 г., Музей изобразительного искусств им. А. С. Пушкина, Москва; "В салоне на улице Де-Мулен", 1894-1895 гг., портрет Г. Тапье де Селейрана, 1894 г., "Модистка", 1900 г., все три произведения – в Музее Тулуз-Лотрека, Альби).

Стилистические искания Тулуз-Лотрека – одного из крупнейших мастеров постимпрессионизма, в 1890-е гг. сближаются с модерном, что ярко проявляется в его графике, особенно в цветных литографированных афишах с их лаконизмом и броскостью, причудливо-извилистым рисунком, чётким контуром, обводящим интенсивные цветовые зоны ("Мулен-Руж. Ла Гулю", 1891 г.; "Диван жапоне", 1892 г.). Выразительной живостью, утрированностью шаржа отмечены многочисленные рисунки и серии литографий Тулуз-Лотрека.

Литература: Перрюшо А. Тулуз-Лотрек, пер. с франц. [Послесл. О. В. Мамонтовой]. М., 1969; Воркунова Н. Тулуз-Лотрек. М., 1972; Joyant М. Toulouse-Lautrec. Paris, 1927.

В. А. Марков

Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 26, 1977, с. 295.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу