|
Илер Жермен Эдгар Дега (Degas)(19.07.1834 г., Париж, - 27.09.1917 г., там же), французский живописец, график и скульптор. В 1855-1856 гг. учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854-1859 гг. подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Дега к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов ("Семейство Беллелли", около 1858-1860 гг., Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города ("Площадь Согласия", около 1875 г.; "Абсент", 1876 г., Музей импрессионизма). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта ("Женщины на террасе кафе", монотипия, пастель, 1877 г., "Гладильщицы", около 1884 г., оба произведения - в Музее импрессионизма); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Дега. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра ("Звезда", пастель, 1878 г., Музей импрессионизма), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд ("Экзамен танца", пастель, 1880 г., частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880-90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством ("Голубые танцовщицы", пастель, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В конце 1880-х - начале 1910-х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Литература: Тугендхольд Я., Эдгар Дега и его искусство, М., 1922; [Зернов Б. А.], Дега. [Альбом], Л. - М., 1965; Русакова P., Дега, М., [1968]; Lemoisne P. A., Degas et son ceuvre, v. 1-4, P., 1946-48; Cabanne P., Edgar Degas, P., 1957; L’opera completa di Degas, Mil., 1970. О. В. Мамонтова Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 8, 1972, с. 18-19. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|