Густав Густавович Шпет

Густав Густавович Шпет

[26.03(07.04).1879 г., Киев, - 17.11.1937 г.], философ, психолог, педагог. С 1898 г. учился на физико-математическом факультете Киевского университета, в 1900 г. исключён за участие в социально-демократическом движении. В 1901 г. восстановлен, в 1905 г. окончил историко-филологический факультет. С 1907 г. в Москве: преподавал на Высших женских курсах, с 1909 г. - в университете Шанявского. В 1910 г. командирован в Германию для углублённого изучения философии, читал лекции по философии и эстетике в Гёттингенском университете. В 1916 г. защитил докторскую диссертацию и был избран профессором Высших женских курсов; в 1918-1923 гг. профессор Московского университета. В 20-30-х гг. читал курсы истории, педагогики и психологии в Военно-педагогическом институте Рабоче-крестьянской Красной армии, в Театральной академии высшего актёрского мастерства. В 1921 г. избран действительным членом Российской академии художественных наук (затем Государственная академия художественных наук), с 1923 г. вице-президент. Принимал активное участие в создании Института научной философии, Всероссийского союза писателей. Необоснованно репрессирован.

Автор работ по философии, эстетике, психологии, педагогике, языкознанию. Философские взгляды Шпета формировались под влиянием феноменологии Э. Гуссерля и концепции Г. Гегеля. В работе "Очерк развития русской философии" (часть 1, 1922 г.) Шпет обосновывал национальное своеобразие отечественной философии, её обращённость к личности, к поискам смысла человеческого бытия. В этой работе Шпет высказывал сомнение в прогрессе философского знания после 1917 г. Революция, по его мнению, ликвидировала интеллигенцию, превратив её в "агента", "акцию", и стала концом её "истлевающей христианской культуры".

Шпет критиковал позицию психологов В. Вундта, М. Лацаруса, X. Штейнталя, считавших этническую психологию частью психологии личности и ограничивающих её изучением представлений, чувств, воли. Те же критические идеи заложены в работе "Введение в этническую психологию" (1927 г.), в которой Шпет доказывал необходимость создания специальной научной дисциплины - этнической психологии, исследующей законы развития духовной жизни наций, социальных групп, религиозных и политических объединений и т. п. в их реальном бытии и во взаимодействии с другими "силами".

В сочинении "Внутренняя форма слова" (1927 г.) философия языка предстаёт как основа философии культуры, предвосхищены многие идеи герменевтики (как учения об истолковании).

Идеи Шпета принимались негативно официальной философией и педагогикой, например, его мысли о невозможности строить систему образования и воспитания без опоры на научную философию и психологию, о том, что развитие просвещения и науки осуществляет подлинная интеллигенция, "аристократия таланта" (а не функционеры от идеологии), что основная цель просвещения - формирование культуры личности.

Книга "Эстетические фрагменты" (выпуски 1-3, 1922-1923 гг.) - одна из первых работ по психологии эстетического воспитания. Искусство, по Шпету, возникает из потребности украшения жизни. Шпет глубоко исследовал механизм эстетического воспитания. Отличал формальное наслаждение (которое называл "видимостью", основанной на восприятии, упорядоченных форм действительности) от подлинно эстетического. Эстетическое наслаждение как разумный акт постижения художественной ткани произведения искусства вызывает чувство интеллектуального наслаждения.

В 30-х гг. переводил и комментировал произведения мировой, главным образом английской, литературы (Дж. Байрона, Ч. Диккенса и др.). Перевёл "Феноменологию духа" Г. Гегеля (опубликовано в 1959 г.).

Идеи Шпета о воспитательном потенциале национальной философии, о философии как теоретическом фундаменте системы образования и воспитания, о языковой культуре человека и общества как основе культурного прогресса сохранили свою актуальность.

Сочинения: Сочинения, М., 1989 (предисл. Е. В. Пастернака).

К. В. Кулаев

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 594.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского