Евгения Егоровна Соловьева

Евгения Егоровна Соловьева

(1869, Петербург – 10.08.1945, Москва), педагог, автор учебников по развитию речи, хрестоматий для чтения и букварей.

Е. Е. Соловьева (урожденная Воробьева) родилась в Петербурге в 1869 году в семье фельдшера. Раннее детство, юность и первые 17 лет педагогической деятельности она провела в грузинском городе Тифлисе. В 1883 году она окончила с золотой медалью курс (7 классов) Тифлисской женской гимназии, а затем еще восьмой дополнительный класс, где она, кроме прочего, изучала педагогику и дидактику. По итогам обучения в 1884 году получила звание «домашней наставницы».

После окончания гимназии Соловьева работала учительницей городской начальной школы, преподавала в воскресной школе, вела занятия в народных аудиториях и библиотеках, организуемых на общественные средства.

В 1902 году Е. Е. Соловьева встретилась с Евгением Андреевичем Соловьевым (Андреевичем), критиком и историком литературы. Она вышла за него замуж и переехала в Петербург. В это время Е. Е. Соловьева была уже сложившимся и известным в педагогических кругах человеком. Она принимает активное участие в общественно-педагогической жизни, публикуется в журналах «Педагогическая мысль», «Образование», «Воспитание и обучение» и др.

Е. А. Соловьев умер в 1905 году в возрасте 39 лет. Он был образованным и передовым человеком своего времени. Под его влиянием у Евгении Егоровны укрепился интерес к художественной литературе и общественной жизни. Она много работает над своим образованием, в течение двух лет учится в Педагогической академии и заканчивает ее по филологическому и физико-математическому циклам. Она также работает в воскресных рабочих классах на Шлиссельбургском тракте (1903-1906 гг.), в средних учебных заведениях, на курсах П. Ф. Лесгафта, в Институте дошкольного воспитания.

В петербургский период жизни (1902-1918 гг.) Е. Е. Соловьева в основном занимается вопросами преподавания русского языка и литературы. Она работает над изменением системы обучения русскому языку в школе, делая упор на развитие у детей способности к самостоятельному творческому мышлению, правильному, литературному выражению своих мыслей. В Петербурге Е. Е. Соловьева знакомится с педагогами М. П. Лопыревой, Е. П. Ционглинской, Е. и А. Тихомировыми. В 1908-1916 гг. ими коллективно были созданы учебники по русскому языку нового типа: Е. Соловьева и М. Лопырева «Развитие речи» (для четырех лет обучения); М. Лопырева, Е. Соловьева, Е. Тихеева, Е. Ционглинская «Тропа к правописанию» (для первых трех лет обучения). Эти книги издавались и до, и после Октябрьской революции и выдержали по шестнадцать переизданий. Они были высоко оценены как учителями дореволюционной, так и советской школы. Также с 1905 по 1926 год издавался учебник «Русская грамота», написанный Е. Е. Соловьевой в соавторстве с Е. И. и Л. И. Тихеевыми. В 1923-1926 гг. этот букварь выходил в Госиздате, с которым в то время сотрудничал В. В. Маяковский. В числе прочих рекламных плакатов, посвященных учебникам, издающимся в Госиздате, был и такой:

Чтоб жизнь зажить
          Сытой и новой,
Грамоте
          Обучись
По букварю
          Соловьевой.
Сообщаем кстати:
Букварь Соловьевой
          Продается в Госиздате!

После революции нарком просвещения, А. В. Луначарский, организовал в Петербурге детские дома для беспризорных детей. К работе в этих домах он привлек и Е. Е. Соловьеву. В 1918 году она вместе с детскими домами выехала на Украину, а в 1919 году они приехали в Москву, где были помещены во вновь организованную опытно-показательную колонию НКП им. А. А. Луначарской. При колонии была организована опытно-показательная школа НПК. Заведовала ей Анна Александровна Луначарская, а Евгения Егоровна была ее заместителем и заведующей учебной частью.

В Москве Е. Е. Соловьева сотрудничает с передовыми учителями и методистами: Н. Н. Щепетовой, В. И. Волынской, А. М. Смирновой, М. М. Топор, Л. А. Карпинской, Т. А. Моисеевой, О. Г. Ивановой, Л. П. Богоявленским. Она принимает деятельное участие в консультационном бюро при Наркомпросе, рецензирует учебники по русскому языку для начальной школы во вновь организованном Государственном издательстве. Комиссии в Наркомпросе и Госиздате работали «на общественных началах», не имели собственных помещений и собирались даже на квартире у Е. Е. Соловьевой – в комнате при детском доме. Здесь же было организовано первое жюри по букварям, и велась работа над первым букварем Горобца, методику к которому написала Е. Е. Соловьева.

Соловьева обладала творческой, разносторонней натурой. Под ее руководством был организован кружок рассказчиков, впоследствии широко известный в Москве. Собирался он в той же комнате при детском доме. Евгения Егоровна принимает непосредственное участие и в работе Дома художественного воспитания, где проводятся смотры детских кружков из разных городов, она является постоянным членом жюри этих смотров.

В 1920 году по инициативе Е. Е. Соловьевой организуется первый коллектив по разработке книг для чтения в советской начальной школе. Этим коллективом на протяжении двух лет были созданы хрестоматии для четырех первых лет обучения («Зеленый шум»), хрестоматия для трудовой школы (четыре выпуска). Эти хрестоматии были написаны в соответствии с программами ГУСа. Материалы, размещенные в них, проходили проверку в опытных школах НКП и МОНО. Научно-педагогической секцией ГУСа книги были одобрены для школ первой ступени. Хрестоматии включали в себя не только стихи, рассказы и сказки для чтения, как это было в дореволюционных книгах для чтения, они включали задания для самостоятельной работы детей по наблюдению над природой и жизнью людей, в них давались инструкции по проведению простых опытов, изготовлению наглядных пособий. Материалы для чтения для каждого года обучения были расположены в хрестоматиях по темам программ ГУСа. Первые три году обучения эти программы строились на краеведческом принципе. Хрестоматии «Зеленый шум» оказывали большую помощь учителям начальной школы, так как в них отражалось не только новое содержание обучения в советской школе, но и активные методы учебной и воспитательной работы. Но тексты хрестоматии отражали только жизнь и труд городских жителей. Поэтому Государственное издательство предложило авторам создать вариант хрестоматии для занятий в сельских школах. В 1925-1926 годах вышли четыре хрестоматии «Новая деревня», предназначенные для работы в первых четырех классах сельской школы. В работе над этими учебниками вместе с Е. Е. Соловьевой принимали участие В. И. Волынская, А. М. Смирнова, Н. Н. Щепетова, М. М. Топор, С. В. Покровский. Соответственно своему содержанию, эти хрестоматии назывались «книгами для работы», а не «книгами для чтения» как «Зеленый шум». Оба варианта хрестоматий – для городских и сельских школ – печатались до отмены программ ГУСа (в 1931 г.) и выдержали больше десяти изданий.

В 1927 году опытно-показательная школа НКП им. А. А. Луначарской была передана в РАНО и перестала выполнять функции опытной школы. После закрытия школы Е. Е. Соловьева оставляет учительскую карьеру, но продолжает научную и литературную работу по составлению учебников и методик для школы, читает лекции на учительских курсах, в Институте усовершенствования учителей. Евгения Егоровна все также ведет кружки рассказчиков в Домах работников просвещения и работает в комиссиях Министерства просвещения и Учпедгиза. В 1931 году Е. Е. Соловьева была принята в секцию научных работников Московского областного отдела союза работников просвещения, а в 1936 году Управление по делам искусств при Моссовете присвоило ей квалификацию «лектора-педагога по художественному слову». Е. Е. Соловьева была членом секции художественного слова и секции сказок при Всероссийском театральном обществе.

Признанием заслуг Е. Е. Соловьевой явилось и присвоение ей 10-го мая 1943 года Ученым советом МГПИ им. В. И. Ленина ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации за ее печатные труды. А в декабре 1944 года она была награждена Орденом Ленина.

В дни Великой Отечественной войны Е. Е. Соловьева работала над переизданием «Букваря для слепых» (Е. Е. Соловьева и К. А. Успенская), первое издание которого вышло в 1938 году, и продолжала трудиться над новыми учебниками для школы. Авторский коллектив во главе с Е. Е. Соловьевой создал книги для чтения в начальной школе «Родная речь», которые выиграли конкурс, объявленный Наркомпросом РСФСР в 1944 году. Эти учебники продолжали выходить многие годы после смерти Евгении Егоровны, выдержав 26 переизданий. 26-е издание учебника «Родная речь» для 3-го класса вышло в 1970 году (!).

Е. Е. Соловьева умерла 10 августа 1945 года. Возвращаясь из Наркомпроса с Всероссийского совещания по народному образованию, она попала под трамвай.

Литература: [Некролог] // Начальная школа. – 1945. – № 9. – С. 47-48; Янковская-Байдина А. В. Е. Е. Соловьева // Методисты советской начальной школы. – М., 1958. – С. 83-102; Маяковский В. В. Полное собрание сочинений. Т. 5. – М., 1957. – С. 269.

О. В. Кабашева

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу