|
Василий Захарович Смирнов[28.12.1898(09.01.1899) г., деревня Носоново Смоленской области, - 29.10.1962 г., Москва], историк педагогики, член-корреспондент АПН РСФСР (1955 г.), доктор педагогических наук (1948 г.), профессор (1950 г.). Окончил Институт народного образования в Москве (1920 г.), Высшие научно-педагогические курсы при 2-м МГУ (1928 г.). В 1921-1926 гг. заведовал школой; затем преподавал в Куйбышевском педагогическом институте (заведующий кафедрой педагогики) и МГПИ им. В. И. Ленина; с 1943 г. учёный секретарь АПН РСФСР, старший научный сотрудник, заведующий сектором истории школы и педагогики, заместитель директора НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. Разрабатывал проблемы истории русской школы и педагогики. Охарактеризовал этапы разработки и проведения прогрессивной реформы начальной и средней школы 60-х гг. 19 в. и её содержание на основе архивных источников и публикаций в монографии "Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. XIX в." (1954 г.). Школьную реформу трактовал как явление историко-культурного и педагогического значения. Показал степень заинтересованности общества в проведении реформы: участие в подготовке и обсуждении её проекта учёных, педагогов-практиков, педагогической общественности, заложивших прочные основы для развития русской педагогической науки и системы народного образования; выступления представителей различных направлений, дискуссии о путях реформы образования и его содержании. Акцентировал внимание на альтернативных возможностях историко-педагогического процесса в 60-е гг. Подчёркивал прогрессивный характер отечественной педагогической мысли 19 в. (от В. Г. Белинского до Н. Ф. Бунакова) и стремился показать борьбу русских педагогов с иностранным (главным образом немецким) влиянием за создание оригинальной российской системы образования, за принцип народности в педагогике. Осветил взгляды Н. Г. Чернышевского на роль среды и наследственности в формировании человека, показал общепедагогический характер воззрений В. И. Водовозова и Бунакова, ранее характеризовавшихся в педагогической литературе главным образом как методисты. Сочинения: Участие школы в социалистическом строительстве, М. - Л., 1931; Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, М., 1957; Хрестоматия по истории педагогики для педагогических училищ, М., 1957; Очерки по истории прогрессивной русской педагогики, XIX в., М., 1963; История педагогики, M., 1965 (соавт.). Литература: Константинов H. A., Серьезное исследование по истории русской педагогики, Советская, 1955, № 2; В. 3. Смирнов. [Некролог], Советская педагогика, 1962, № 12. М. В. Богуславский Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 346. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|