|
Николай Фёдорович Бунаков[26.11(08.12).1837 г., Вологда, - 08(21).11.1904 г., Петербург], педагог, теоретик и практик начального обучения. Окончив Вологодскую гимназию (1854 г.), сдал экзамены на звание учителя и стал преподавать русский язык в уездных училищах, а с 1859 г. в гимназии. В 1866-1879 гг. преподаватель русского языка в Воронежской военной гимназии. В 1879 г. вышел в отставку и полностью посвятил себя всесторонней разработке основ обучения в начальной народной школе. Демократический идеал народной школы сформировался у Бунакова под влиянием сочинений Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова; в практической деятельности его учителями были К. Д. Ушинский и Ф. Ф. Резенер. Бунаков исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, предлагал вводить его по отдельным районам, а затем распространить на всю страну. Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки народных учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них учебного процесса на принципах научной педагогики. В школьную программу включал обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отечественной истории и географии, а также гимнастические упражнения. В системе учебных занятий выделял 3 решающих элемента: обучение грамоте, объяснительное чтение и письменные упражнения. Бунаков защищал и разрабатывал звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте. Он подчёркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Школьное чтение в сочетании с беседами, исследование наглядного материала должны давать детям реальные знания, учить их работать с книгой. Школа, по мнению Бунакова, обязана обеспечить гармоническое развитие ребёнка в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношении. Важнейшее значение в воспитании придавал содержанию и характеру обучения, личности учителя, разумным школьным порядкам, основанным на сознательной дисциплине. Исключение из школы, телесные и оскорбляющие человеческое достоинство наказания категорически отвергались. Экзамены в начальной школе Бунаков считал вредными для "школьного дела". Лабораторией педагогических поисков Бунакова стали содержавшиеся на его средства начальная школа в Воронеже (в 1867- 1884 гг.), а затем начальное народное училище в селе Петино (ныне Хохольского района Воронежской области), которое Бунаков возглавлял в 1884-1902 гг., при училище Бунаков открыл школу для взрослых и народную библиотеку, организовал первый в России крестьянский самодеятельный театр (1888 г.; был его руководителем). В 1871-1876 гг. подготовил пособия, охватывающие полный курс начальной школы, в том числе: для учащихся - "Азбука и уроки чтения и письма" (1871 г., 1916 г.), первая книжка для чтения "Книжка-первинка" (1881 г., 1911 г.), хрестоматия для начальной школы "В школе и дома" (1876 г., 1911 г.) и другие; для учителей - "Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и первоначальными упражнениями в родном языке" (1871 г., 1903 г.), "Родной язык как предмет обучения в народной школе с трёхгодичным курсом" (1872 г., 1914 г.) и другие. В 1872 г. Бунаков читал лекции по методике обучения русскому языку на Всероссийском учительском съезде в Москве, а затем руководил земскими учительскими съездами (1873-1883 гг.) и учительскими курсами (1873-1874 гг., 1881-1883 гг., 1897-1900 гг.) в различных губерниях. Деятельность Бунакова была отмечена Золотой медалью (1882 г.) и Почётным дипломом (1895 г.) Петербургского комитета грамотности. Правительство трижды (1875 г., 1884 г., 1901 г.) запрещало Бунакову руководство съездами и курсами, считая его неблагонадёжным. В 1902 г. за критику официальной школьной политики он был арестован, выслан и лишён права заниматься педагогической и общественной деятельностью. Посмертно опубликованы мемуары Бунакова "Как я стал и как перестал быть "учителем учителей"" (1905 г.) и "Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной" (1909 г.). Литература: Mакедонов Л. В., Н. Ф. Бунаков, его жизнь и деятельность, СПБ, 1907; Соловьева В. Д., Педагогические взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова, М., 1960 (библ.); Лапатухин М. С., Н. Ф. Бунаков и его методическая система, «Русский язык в школе», 1974, № 6. Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 121-122. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|