|
Джон Рёскин (Раскин) (Ruskin)(08.02.1819 г., Лондон, – 20.01.1900 г., Брентвуд, Ланкашир), английский теоретик искусства, художественный критик, историк, публицист. Окончил Оксфордский университет (1839 г.). Будучи последователем Т. Карлейля, в своих трудах ("Современные живописцы", 5 тт., 1843 – 1860 гг.; "Семь светочей архитектуры", 1849 г.; "Камни Венеции", 3 тт., 1851 – 1853 гг.; "Политическая экономия искусства", 1857 г.) Рёскин, развивая концепцию единства красоты и добра А. Шефтсбери, выступал с романтической критикой капиталистической цивилизации, враждебной искусству как синтезу природы, красоты и высокой нравственности, призывал к возрождению средневекового ручного труда, коллективных форм художественного творчества. Взгляды Рёскина во многом обусловили эстетику прерафаэлитов, которых он поддерживал (книга "Прерафаэлитизм", 1851 г.). Обращаясь к английскому пролетариату ("Письма к рабочим и труженикам Великобритании", 1871 – 1886 гг.), Рёскин приобрёл большую популярность в его среде; преподавал в первом Рабочем колледже. Ранние сочинения Рёскина отличаются патетикой и изысканностью литературного стиля; позднее он заботился о ясности слога, его доступности простому народу (незаконченные мемуары "Прошлое", 1886 – 1900 гг.). Близкий к У. Моррису, Рёскин участвовал в организации его художественно-промышленных мастерских. Известен также как рисовальщик и акварелист. Несмотря на противоречия в воззрениях Рёскина, их утопизм, в целом они оказали значительное влияние на развитие европейской культуры 2-й половины XIX в. В России труды Рёскина высоко ценились Л. Н. Толстым. Литература: История эстетики, т. 3. М., 1967, с. 817-19, 853-68; Clark К. Ruskin today. [London, 1964]; Landow G. P. The aesthetic and critical theories of John Ruskin. Princeton, 1971. Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 22, 1975, с. 43. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|