|
Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus)псевдоним Герхарда Герхардса (Gerchard Gerhards) (28.10.1469 г., Роттердам, – 12.07.1536 г., Базель), учёный, писатель, богослов, крупнейший представитель христианского гуманизма. В своих многочисленных трудах стремился синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства. В богословии избегал догматических дискуссий, характерных для его времени, стремился толковать Писание в историческом и нравственно-аллегорическом смысле. Осуществил первопечатное издание Нового завета (1517 г.) с обширным комментарием и новым латинским переводом (1519 г.), исправившим многочисленные ошибки принятого в католической церкви текста (Вульгаты). Это издание стало важным шагом на пути к Реформации, которую Эразм Роттердамский , однако, не принял. Он отвергал радикализм М. Лютера, с которым активно полемизировал (трактат "О свободе воли", 1524 г.). Известнейшее из произведений Эразма Роттердамского – шутливая декламация "Похвала Глупости" (написана в 1509 г., впервые напечатана в 1511 г. в Париже; лучшее критическое издание 1898 г.; русский перевод 1840 г., 1960 г.). Это своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования, покоящийся на двух важнейших для мироощущения Эразма Роттердамского тезисах: парадоксальная двойственность всех явлений бытия и пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослеплённости. Сущность учения Эразма Роттердамского – свобода и ясность духа, миролюбие, воздержанность, здравый смысл, образованность, простота. Идеи Эразма Роттердамского получили признание многих наиболее просвещённых людей его эпохи, в частности Т. Мора, с которым он был связан и личной дружбой. С 1495 Эразм Роттердамский вёл педагогическую деятельность как преподаватель латыни и риторики; многие годы был профессором Кембриджского университета. Создал ряд произведений, первоначально предназначавшихся для его собственных учеников и впоследствии многократно переизданных в качестве популярных учебников. В сочинении "О двойном изобилии слов и предметов" рассматривались начала риторики, грамматики, стилистики и латыни; "Как писать письма" – всеобъемлющее руководство по эпистолярному жанру; "О правильном произношении латинской и греческой речи" – своеобразный опыт сравнительной филологии. К сочинениям, написанным в целях обучения риторике, относятся "Сравнения и уподобления", составленные из фрагментов произведений греческих и латинских античных авторов, а также "Цицеронианец" – диалог о проблеме литературного стиля как отражения изменяющейся культуры. Эразму Роттердамскому принадлежит также ряд педагогических трудов – "План учения" (1512 г.), "Воспитание христианина" (1514 г.), "О достойном воспитании детей" (1529 г.) и др. Трактат Эразма Роттердамского "О приличии детских нравов" (1530 г.) – первое западноевропейское сочинение о физическом и нравственном воспитании детей раннего возраста. Переложение этого трактата (первый русский перевод произведений Эразма Роттердамского), известное под названием "Гражданство обычаев детских", появилось в 60-х гг. XVII века и положило начало особому жанру в русской литературе. В педагогических трудах Эразм Роттердамский отвергал господствовавшие в школах и университетах методы обучения, основанные на зубрёжке и подражании непререкаемым образцам. Воспитание он рассматривал как формирование человека, поскольку, по его убеждению, судьбы людей в решающей степени определяются полученными в молодости образованием и воспитанием. "Людьми не рождаются, а воспитываются" – таково отличие человека от других живых существ. Благодаря разуму люди способны совершенствовать свою природу с помощью свободного образования, основанного на принципе свободы воли (которой, по Эразму Роттердамскому, обладают даже дети), мудрости и мастерства наставника. Многие педагогические принципы Эразма Роттердамского были новаторскими для своего времени и сохраняют значение по сей день. Это прежде всего систематическое упражнение в литературном "сочинительстве" и отработка собственного стиля путём изучения трудов разных авторов и критического подхода к ним; предпочтение индивидуализированного обучения коллективному, не учитывающему различий в характере и способностях обучающихся; использование принципа состязательности при выполнении заданий; отказ от наказания и унижения отстающих учеников. Гуманистические идеи Эразма Роттердамского оказали большое влияние на теорию и практику педагогики. Литература: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела: [Сб. ст.]. М., 1969; Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971; Марголен Ж. К. Эразм Роттердамский // Перспективы. – 1994. – № 1/2; Huizinga J. Erasmus. Haarlem, 1958; Smith Р. Erasmus. A studi of life, ideals and place in history. New York, 1962; Woodward W. H. Desiderius Erasmus concerning the aim and method of education. New York, 1964; Eckert W. P. Erasmus von Rotterdam: Werk und Wirkung, Bd. 1-2. Köln, 1967; Tracy J. D. Erasmus, the growth of a mind. Geneva, 1972; Augustijn C. Erasmus von Rooterdam: Leben, Werk, Wirkung. München, 1986; Actes du Colloque international Erasme. Tours, 1986; Geneva, 1990; Margolin J.-C. Erasme, précepteur de l’Europe. Paris, 1994; Bibliotheca Erasmiana. Catalogue of the works of Erasmus, vol. 1-3. Gent, 1983. А. В. Михайлов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 623-624. . В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|