|
Мартин Лютер (Luther)(10.11.1483 г., Эйслебен, Саксония, - 18.02.1546 г., там же), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 г. Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 г. начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 г. доктор богословия). В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви, Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 октября 1517 г. на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём "спасения души", которое даруется ему непосредственно богом (тезис об "оправдании одной верой"); Лютер утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность "отдаваться вере" (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Лютер отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Лютер ограничивал наставлением христиан в духе "смирения" и "сокрушения сердца", осознания человеком его полной зависимости от "милости божьей" в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Лютера нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала 16 века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление "реабилитировать" светскую деятельность, с другой - консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека. Тезисы Лютера были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Лютер. Опираясь на общественное движение в Германии, Лютер отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 г. открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 г. Лютер публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении "К христианскому дворянству немецкой нации" Лютер объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520-1521 гг., когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться, и на политическую арену выступил Т. Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Лютер стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что "христианскую свободу" следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Лютер искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Лютера против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и др.) и особенно против революционной борьбы народных масс. Лютер указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-1526 гг. он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния. В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с "папистами" стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542 гг.), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. Литература: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 422-23; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к 450-летию немецкой реформации), в сборнике: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968. М. М. Смирин Источник: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 15, 1974, с.123-124. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|