|
Жан Расин (Racine)(21.12.1639 г., Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, – 21.04.1699 г., Париж), французский драматург, член Французской академии (1673 г.). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов, в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия "Фиваида, или Братья-враги" (поставлена и издана в 1664 г.). Единственная комедия Расина "Сутяги" (поставлена в 1668 г., издана в 1669 г.) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия "Андромаха" (поставлена в 1667 г., издана в 1668 г.). Выступив после П. Корнеля, Расин создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека. Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Расин душевный мир женщин – ведущих персонажей его произведений. Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Расина особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Расина, напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту. Государство обычно предстаёт у Расина как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет всё светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта "Британник" (поставлена в 1669 г., издана в 1670 г.) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно. Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощён в трагедии "Береника" (поставлена в 1670 г., издана в 1671 г.), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечёт за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Расина снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами ("Баязет", поставлена и издана в 1672 г.; "Митридат", поставлена и издана в 1673 г.; "Ифигения в Авлиде", поставлена в 1674 г., издана в 1675 г.). В "Федре" (поставлена и издана в 1677 г.) Расин с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка. Жизненная правда и сила изображенных Расином страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их "Федра". Расина обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Расин вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию "Эсфирь" (поставлена и издана в 1689 г.) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет "Гофолия" (поставлена в 1690 г., издана в 1691 г.), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Расин и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Расина. Завершают литературную деятельность Расина "Духовные песни" (1694 г.) и "Краткая история Пор-Рояля" (издана в 1742 г.). Крупнейший поэт классицизма, Расин оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой французской революции. В конце 18 – начале 19 вв. на русский язык было переведено большинство трагедий Расина. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина А. С. Пушкин и А. И. Герцен. В 1921 г. в новом переводе В. Я. Брюсова "Федра" была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли. Литература: Мокульский С., Расин, Л., 1940; Гриб В. P., Расин, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Шафаренко И., Ж. Расин, в кн. : Писатели Франции, М. , 1964; Lemaître J., Jean Racine, P., [1908]; Vossler K., J. Racine, Münch., 1926; Momet D., J. Racine, P., 1944; Bonzon A., La nouvelle critique et Racine, P., 1970; Eigeldinger M., La mythologie solaire dans l'oeuvre de Racine, Gen., 1970; Roubine J. J., Lectures de Racine, P., [1971]; Turnell M., J. Racine-dramatist, L., [1972] (лит.); Pocock G., Corneille and Racine. Problems of tragic form, L. - N. Y., 1973 (лит.). И. Л. Финкельштейн Источник:Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 21, 1975, с. 464-465. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|