|
Владимир Фёдорович Одоевский[01(13).08.1804 г., по др. данным, 1803 г., Москва, – 27.02(11.03).1869 г., там же], князь, писатель и общественный деятель, педагог, музыкальный критик и философ. Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича). Окончил Московский университетский благородный пансион (1822 г.). В 1823 – 1825 гг. председатель Общества любомудрия. В 1824 – 1825 гг. издавал (вместе с В. К. Кюхельбекером) альманах "Мнемозина" (вышло в свет 4 выпуска). В 1826 г. переехал в Петербург и поступил на государственную службу. В 1838 г. назначен правителем дел Комитета главного попечительства для учреждения детских приютов. По инициативе и при участии Одоевского было образовано Общество посещения бедных в Петербурге (1846 г.). С 1846 г. помощник директора Императорской публичной библиотеки и директор Румянцевского музея. В 1862 г. вернулся в Москву (в связи с переводом в Москву Румянцевского музея) и стал сенатором. На протяжении всей жизни Одоевский внимательно следил за развитием педагогической мысли в Европе и России. Он хорошо знал педагогические идеи европейских учёных (И. Г. Песталоцци, Ж. Жирара), а также взгляды отечественных педагогов (Е. О. Гугеля, П. С. Гурьева, А. Г. Ободовского). Одоевский ратовал за создание оригинальной русской педагогики, которая должна быть на уровне лучших достижений мировой педагогической науки и соответствовать потребностям русской жизни ("... возникать из русского быта и начинаться с понятий, известных русским людям..."). Свои педагогические и методические взгляды Одоевский изложил в книгах "Азбука для употребления в детских приютах" (1839 г.), "Наука до науки. Книжка дедушки Иринея" (закончена в 1844 г.), "Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей" (1845 г.); в многочисленных наставлениях, пособиях, в советах учителям, в рецензиях на учебные книги. Одоевский отстаивал идею всеобщего и всестороннего образования ("Проект об устройстве школ"), пропагандировал естественнонаучные и технические знания ("Краткое понятие о химии, необходимое для свечных мастеров и др."), выступал за освобождение науки и школы от опеки духовенства ("Рассказы о боге, природе и человеке"), за народную общеобразовательную школу. Считая воспитание основной категорией педагогики, Одоевский подчёркивал, что оно должно представлять собой процесс, продуманный и согласованный с развитием ребёнка. Главную цель воспитания Одоевский видел в становлении человека, вооружённого принципами христианской морали. Воспитание человека осуществляется в процессе обучения, которое не может и не должно сводиться только к заучиванию и накоплению фактических знаний. Новые знания ребёнка должны быть связаны между собой определённой идеей, проясняющей их смысл и формирующей "мировоззрение дитяти". Теоретическое осмысление проблем воспитания привело Одоевского к выводу о необходимости разработки методики обучения. Сущность её состоит в следующем: на первоначальном этапе педагог должен дать пищу детскому уму посредством организации активного взаимодействия ребёнка с окружающей средой, затем, прибегая к беседам, вызвать самостоятельность детской мысли. Развивающие беседы ("сократовские разговоры") требуют от педагога высокого преподавательского искусства. Одоевский разработал систему вопросов ("предварительных упражнений") для подобных бесед. Одоевский одним из первых применил звуковой метод обучения грамоте. Преимущество звукового метода обучения перед буквослагательным видел в том, что он является наиболее оптимальным способом приобщения учащихся к осознанному чтению. Одоевский известен как практик и теоретик дошкольного воспитания. "Наука до науки" – первый опыт разработки в отечественной педагогике практического курса воспитания детей дошкольного возраста. Воспитание дошкольников – это своеобразная "наука до науки" (в смысле особой подготовки к школьному воспитанию), суть её состоит в том, чтобы развить мышление, сосредоточив внимание детей на знакомых им предметах. Одной из основополагающих статей Одоевского в области дошкольного воспитания является "Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей" (1845 г.), где Одоевский определил главную педагогическую задачу: усовершенствовать ум ребёнка, создать человека, "умеющего учиться". В 1838 г. Одоевский развернул работу по организации детских приютов в Санкт-Петербурге. В сочинениях "Положение о детских приютах" (1839 г.), "Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами" (приложение к "Положению...") Одоевский подчеркнул необходимость гуманистического характера воспитания: "Приют в некотором смысле должен заменить дитяти его семейство", где ребёнок получит "тёплую заботливость". Главную задачу воспитания в них видел в развитии умственных, нравственных и физических сил детей. Одоевскому удалось превратить приюты из "убежищ" для детей в воспитательные заведения с систематически организованной учебно-воспитательной работой, в наиболее приемлемой для ребёнка форме: "Занятия для детей в приюте должны быть легки, разнообразны, непродолжительны и при физической деятельности способствовать умственному развитию детей". Кроме учебных книг для детей Одоевский написал ряд художественных произведений, чтение которых должно было, по мнению автора, пробудить в ребёнке не только мысль, но и воображение. "Городок в табакерке" (1834 г.), "Сказки и повести для детей дедушки Иринея" (1841 г.), "Мороз Иванович" (1847 г.) и другие произведения стали классикой отечественной детской литературы. Литература: Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель, т. 1, ч. 1-2. М., 1913; Большакова В. В. Психологические взгляды В. Ф. Одоевского // Вопросы психологии. – 1989. – № 5. – С. 122-129; Турьян М. А. Странная моя судьба. О жизни В. Ф. Одоевского. М., 1991. Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 79-80. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|