Егор Осипович Гугель

(1804 г., Хильдбургхаузен, Саксония, — 04.06.1841, Санкт-Петербург), педагог, теоретик и практик начального образования. Пятилетним сиротой вывезен в Россию. Образование получил в Петербурге, в пансионе пастора Иоганна Мюральта, последователя И. Г. Песталоцци. По окончании пансиона некоторое время оставался там воспитателем. В 1830-1841 гг. учитель и инспектор классов Гатчинского воспитательного дома (с 1837 г. Гатчинский сиротский институт), где реорганизовал систему начального обучения: разукрупнил классы, ввёл новые методы преподавания (в том числе звуковой метод обучения грамоте, устный счёт), повысил роль родного языка, придал всем занятиям (урочным и внеурочным) воспитывающий характер. В 1832 г. вместе с П. С. Гурьевым впервые в России открыл "малолетнюю школу" для сирот 4-6 лет (первоначально для 10 мальчиков). В 1837 г. школа стала составной частью сиротского института; в ней обучались дети с 4 до 10 лет, их число возросло до 120. Воспитанники получали общее развитие и навыки поведения, необходимые для учения на основном курсе института.

Педагогические идеи Гугеля изложены на страницах "Педагогического журнала" (1833-1834 гг.), которые он издавал совместно с Гурьевым и А. Г. Ободовским. Смысл воспитания видел в совершенствовании физических и умственных способностей ребёнка путём интенсивных упражнений. Умственные упражнения понимал как элементарное практическое введение в логику с помощью примеров, вопросов, задач. Считал, что развитие ума и обогащение его различными знаниями (о Земле и её обитателях, о явлениях природы и др.) должны лежать в основе нравственного развития ребёнка. Особую роль отводил изучению родного языка, в котором соединяются в одно целое все другие предметы начального обучения. Свои взгляды на место родного языка и естествознания в образовании Гугель выразил в учебных книгах, в основе которых заложены принципы развивающего и воспитывающего обучения.

Для подготовки к званию "учитель" из воспитанников выпускного (латинского) класса сиротского института Гугель в 1840 г. создал специальное отделение, где преподавал педагогику с введением в антропологию и психологию. Гугель как педагог и автор учебных книг был одним из предшественников К. Д. Ушинского.

Литература: Гурьев П. С., Очерк истории Гатчинского сиротского института, СПБ, 1854; его же, Воспоминания об Е. О. Гугеле, "Русский педагогический вестник", 1859, № 3-4; Месеняшин И., "Педагогический журнал" и деятельность в нем Е. О. Гугеля, «Советская педагогика», 1953, № 2; его же. Предшественник Ушинского, «Народное образование», 1973, № 6; его же, Первый в России "Педагогический журнал" (1833-1834), «Советская педагогика», 1983, N° 7; Лебедев П. А., Е. О. Гугель, в кн.: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в., М.. 1987, с. 246-49.

П. А. Лебедев

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 237-238.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского