|
Сергей Андреевич Нурминский[13(25).09.1839 г., село Владимирское, ныне в Горномарийском районе Республики Марий Эл, - 26.12.1914(08.01.1915 г.), Казань], деятель народного образования, просветитель марийского народа, литератор, этнограф. Окончил Казанскую духовную академию (1864 г.). Был смотрителем и учителем в Николаевском духовном училище в Самарской губернии. Инспектор (с 1870 г.) и директор (с 1874 г.) народных училищ Вятской губернии; директор Самарской учительской семинарии (1884-1888 гг.), Вятской гимназии (1888-1903 гг.). Содействовал созданию и расширению сети школ в марийских селениях, пропагандировал школьное обучение в выступлениях перед крестьянами. Основное внимание уделял небольшим по числу дворов сёлам со смешанными школами, значительно увеличил охват школьным обучением марийских девочек. С целью подготовки преподавателей для сёл с марийским населением привлекал к обучению в учительских семинариях лучших учащихся-мари; использовал уездные собрания учителей, на которых практиковал показательные уроки, разборы учебников и методик преподавания. Пропагандировал систему классного обучения К. Д. Ушинского. По инициативе Нурминского в Вятке было создано земское "Училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний и приготовления учителей" (1872 г., с 1880 г. реальное училище). Сыграл значительную роль в формировании методики одновременного обучения грамоте марийских учащихся на родном и русских языках по звуковому методу (в сочетании с письмом). Предложил усовершенствовать марийский алфавит, совместно с Н. Ивановым разработал "Букварь для начального обучения черемисских детей русской грамоте" (1873 г.) с орфографией, приближенной к русской, в котором использовал методические идеи Ушинского. Общие проблемы развития школьного дела в регионах с нерусским населением тесно связывал с улучшением экономических условий быта ("Инородческие школы", журнал "Православное обозрение", 1864, т. 14, N° 7-8). В качестве главных требований к учителю выдвинул наличие доверия к нему со стороны общины, знание местного языка и культурных традиций. Высказался за первоначальное обучение чтению на родном языке (с использованием русского алфавита), создание русских грамматик на языках нерусских народов. Предложил включить в число начальных дисциплин природоведение, преподаваемое в комплексе с анализом местных верований. Выступил инициатором издания в Вятской губернии книг на марийском языке. Способствовал становлению марийской художественной литературы (историко-этнографические сочинения). Автор статистических обзоров, в том числе книг "Грамотность населения Вятской губернии на 1883 год" (1887 г.), "Народные училища в Вятской губернии", в книге: "Столетие Вятской губернии 1780-1880 гг." (том 2, Вятка, 1881 г.). Литература: История Вятской гимназии за 100 лет ее существования, сост. М. Г. Васильев, Вятка, 1911; Васи и К. К., Коробов С. А., Рейнфельдт Б. К., Из истории развития философской и общественно-политической мысли в Марийском крае (дооктябрьский период), Йошкар-Ола, 1966; Степанов А. Ф., Просветитель С. А. Нурминский, Йошкар-Ола, 1989. А. Ф. Степанов Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 60. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|