Дмитрий Иванович Менделеев

Дмитрий Иванович Менделеев

[27.01(08.02).1834 г., Тобольск, - 20.01(02.02). 1907 г., Петербург], учёный, педагог, общественный деятель, член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1876 г.), доктор наук (1865 г.), профессор (1864 г.). Окончил Главный педагогический институт (1855 г.). Был учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Свыше 35 лет преподавал в Петербургском университете, Технологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах, в других высших и средних учебных заведениях. Открыл (1869 г.) периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания. Автор классических учебных руководств: "Органическая химия" (1861 г.; отмечено Демидовской премией Петербургской АН) - первого русского оригинального учебника по этому курсу; "Основы химии" (ч. 1-2, 1869- 1871 гг.) - первого учебника, построенного на основе периодического закона. Как лектор и автор учебных пособий развивал традиции творческого научного преподавания в русской высшей школе. В 1890 г. ушёл в отставку из Петербургского университета в знак протеста против притеснения студенчества.

В статьях и заметках (опубликованных в прессе и отдельными изданиями) высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Предлагал развивать сеть учебных заведений таким образом, чтобы начальная школа была в каждой деревне, младшие классы средней школы - в каждом селе, старшие - в каждом городе, а высшие учебные заведения - в каждом губернском центре. Такая "непрерывность" обучения предоставляла бы талантливым учащимся возможность перехода к высшим ступеням образования. Сила народа, по убеждению Менделеева, - в "народном умственном достоянии", выразителями которого бывают люди, подобные М. В. Ломоносову. Степень совершенства человека Менделеев определял его пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов. Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы. Менделеев полагал, что основное направление среднего образования в России должно быть "жизненным и реальным". Он считал необходимым сокращение курса среднего образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. В содержание среднего образования включал, в частности, географию, историю, естествознание, математику, физику и космографию, иностранные языки, законоведение. В средней школе необходимо уделять внимание нравственному и художественному воспитанию, практическим занятиям, труду и гимнастике.

Высшую школу должен отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению её связи с промышленностью. Средней и высшей школе предоставляется автономия.

Менделеев особое значение придавал подготовке учителей и профессоров как высокообразованных специалистов, способствующих самостоятельному развитию своей страны. Цельная система образования, по убеждению Менделеева, должна начинаться с устройства высшего учебного заведения для подготовки учителей - "училища наставников". В проекте такого училища Менделеев предусмотрел 3 факультета: историко-филологический, физико-математический, технический, или камеральный (все с 5-летним сроком обучения). Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, библиотек, сельскохозяйственных угодий и ферм. Менделеев признавал полезным открытие при училище семинарии для учителей, 3-классной начальной школы и гимназии, которые могли бы служить распространению совершенных способов обучения. Учитель, не обладающий общим философским мировоззрением, не может производить на учащихся плодотворного действия. В то же время "без увлечения наукой нельзя ждать массы дельных учителей и надлежащих плодов от умножения школ".

Литература: Писаржевский О. Н., Д. И. Менделеев, M., 1951; Троицкий Д. А., Из педагогических высказываний Д. И. Менделеева, «Вестник высшей школы», 1951, № 4; Агабабов Х. А., О педагогических взглядах и педагогической деятельности Д. И. Менделеева, «Советская педагогика», 1953, № 3; Фигуровский Н. А., Д. И. Менделеев, M., 1983; Хлебникова М. В. Вклад Д. И. Менделеева в развитие отечественной педагогической науки, «Советская педагогика», 1984, № 6; Андросова В. Г., Д. И. Менделеев о развитии среднего и высшего образования в России, там же; Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева, Л.,1984 (библ.); Д. И. Менделеев. Библиографический указатель трудов..., Л., 1973.

П. А. Лебедев

Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 565.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского