Мохандас Карамчанд Ганди

Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди

(02.10.1869 г., Порбандар, – 30.01.1948 г., Дели), лидер и идеолог национально-освободительного движения Индии. Получив в 1891 г. юридическое образование в Великобритании, до 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893 – 1914 гг. служил в торговой фирме в Южной Африке, где возглавил борьбу индийцев-иммигрантов против дискриминации, за демократические права. В этот период Ганди познакомился с трудами Л. Н. Толстого, которого считал своим учителем и духовным наставником. Организовал колонии для индийских поселенцев и африканцев сначала возле г. Дурбана ("Феникс"), затем под Йоханнесбургом ("Толстой-фарм"), где осуществлял новые принципы воспитания и обучения детей. Жизнь в колонии основывалась на физическом труде и самообслуживании, ученики обучались какому-либо ремеслу. Преподавались основы религии; обучение велось на родном языке. Главным в воспитании Ганди считал "воспитание души". Это достигалось, по его мнению, внедрением в сознание учеников необходимости самовоздержания. Решающая роль отводилась личному примеру учителя.

Вернувшись в 1915 г. на родину, вскоре стал руководителем общенародных кампаний гражданского неповиновения и несотрудничества с колониальными властями под лозунгом независимости и на основе ненасилия. В выдвинутой Ганди программе, предусматривавшей обширный комплекс политических и социально-экономических преобразований, существенное место занимали предложения по реформе системы народного образования, которая, по его мнению, имеет важное общественно-политическое значение и непосредственно связана с задачами, стоящими перед страной. Существовавшую в Индии колониальную школьную систему назвал "образованием в цепях рабства". Поэтому в качестве одного из существенных элементов антиколониальных кампаний ввёл бойкот правительственных школ.

Ганди разработал проект организации основного образования (1937 г.), под которым понимал систему всеобщего начального (7-летнего) обучения на родном языке, предусматривавшего и подготовку по одному из ремёсел (ткацкому делу, прядению и др.). Вместе с тем полагал, что продажа продуктов детского труда позволит частично оплатить расходы на обучение. Однако трудовое воспитание детей никогда не рассматривал как самоцель, видел в нём "интегральную часть и средство их интеллектуального роста". Он придавал большое значение преподаванию традиционных школьных дисциплин – математики, истории, литературы, географии и др., считая их необходимыми для формирования умственного кругозора детей.

Среднее образование, по мнению Ганди, должно учитывать наклонности, способности, стремления и материальные возможности отдельных лиц. Он утверждал, что колледжи должны создаваться, финансироваться и управляться промышленными магнатами, фирмами, объединениями, а также государством и иметь соответствующие профили – технический, медицинский, естественнонаучный, агрономический и т. п. На университеты возлагалась обязанность курировать всю сферу народного образования, направлять учебный процесс, готовить педагогические кадры, разрабатывать содержание учебных дисциплин, создавать школьные учебники.

Педагогические идеи Ганди получили практическое воплощение после завоевания страной независимости.

Литература: Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение М. К. Ганди. М., 1969; Мартышин О. В. Политические взгляды М. К. Ганди. М., 1970; Ульяновский Р. А. Политические портреты борцов за национальную независимость. М., 1980; Горев А. В. М. Ганди. М., 1984; Nair Pyarelal. M. Gandhi - the early phase. Vol. l. Ahmedabad, 1965; Tendulkar D. G. Mahatma. Life of M. K. Gandhi. Vol. 1-8. Bombay, 1951-54; Sethi J. D. Gandhi today. Durham, [1978]; Mukherjee H. Gandhiji. A study.New Delhi, 1979; Fischer H. M. Gandhi. Berlin, 1981

А. Д. Литман

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 190-191.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского