Анатоль Франс

Анатоль Франс (France)

(псевдоним; настоящее имя – Анатоль Франсуа Тибо; Thibault) [16.04.1844 г., Париж, – 12.10.1924 г., Сен-Сир-сюр-Луар], французский писатель. Член Французской академии с 1896 г. Сын букиниста. Литературную деятельность начал как журналист и поэт. Сблизившись с группой "Парнас", опубликовал книгу "А. де Виньи" (1868 г.), сборник "Золотые поэмы" (1873 г., русский перевод 1957 г.) и драматическую поэму "Коринфская свадьба" (1876 г., русский перевод 1957 г.). В 1879 г. написал повести "Иокаста" и "Тощий кот", отразившие увлечение позитивизмом, естественными науками. Известность пришла после опубликования романа "Преступление Сильвестра Боннара" (1881 г., русский перевод 1899 г.). В 1870 – 1880-х гг. писал статьи, предисловия к изданиям классиков французской литературы, составившие затем сборник "Латинский гений" (1913 г.). Под влиянием философии Ж. Э. Ренана Франс в 1880-е гг. противопоставляет пошлости и убожеству буржуазной действительности наслаждение духовными ценностями и чувственными радостями (роман "Таис", 1890 г., русский перевод 1891 г.). Наиболее полное выражение философские воззрения Франса нашли в сборнике афоризмов "Сад Эпикура" (1894 г., полный русский перевод 1958 г.). Неприятие буржуазной действительности проявляется у Франса в форме скептической иронии. Выразитель этой иронии – аббат Куаньяр, герой книг "Харчевня королевы Гусиные лапы" (1892 г., русский перевод под названием "Саламандра", 1907 г.) и "Суждения господина Жерома Куаньяра" (1893 г., русский перевод 1905 г.). Сталкивая своих героев с жизнью королевской Франции XVIII в., Франс иронизирует не только над порядками прошлого, но и над современной ему социальной действительностью Третьей республики. В новеллах (сборники "Валтасар", 1889 г.; "Перламутровый ларец", 1892 г.; "Колодезь святой Клары", 1895 г.; "Клио", 1900 г.) Франс – увлекательный собеседник, блестящий стилист и стилизатор. Осуждая фанатизм, лицемерие, писатель утверждает величие естественных законов жизни, право человека на радость и любовь. Гуманистические и демократические взгляды Франса противостояли декадентской литературе, иррационализму и мистике.

В конце 1890-х гг. в связи с усилением реакции, одним из проявлений которой было "дело Дрейфуса", Франс пишет резкую и смелую сатиру – тетралогию "Современная история", состоящую из романов "Под придорожным вязом" (1897 г., русский перевод 1905 г.), "Ивовый манекен" (1897 г.), "Аметистовый перстень" (1899 г., русский перевод 1910 г.) и "Господин Бержере в Париже" (1901 г., русский перевод 1907 г.). В этом сатирическом обозрении Франс с документальной точностью воспроизвёл политическую жизнь Франции конца XIX в. Через всю тетралогию проходит дорогой автору образ гуманиста, учёного-филолога Бержере. Социальная тема характерна и для большинства рассказов сборника "Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов" (1904 г.). Судьба зеленщика Кренкебиля, героя одноименного рассказа, ставшего жертвой судебного произвола, безжалостной государственной машины, поднята до большого социального обобщения.

В начале XX в. Франс сблизился с социалистами, с Ж. Жоресом; в газете "Юманите" за 1904 г. он опубликовал социально-философский роман "На белом камне" (отдельное издание 1905 г.), основная идея которого – утверждение социализма как закономерного и единственно положительного идеала будущего. Франс-публицист последовательно выступал против клерикально-националистической реакции (книга "Церковь и республика", 1904 г.). Высший подъём публицистической деятельности Франса связан с Революцией 1905 – 1907 гг. в России, он – председатель основанного им Общества друзей русского народа и присоединённых к России народов (февраль 1905 г.). Его публицистика 1898 – 1906 гг. частично вошла в сборники "Социальные убеждения" (1902 г.), "К лучшим временам" (1906 г.). Поражение революции было тяжёлым ударом для Франса. В произведениях Франса выразились и мучительные противоречия, сомнения и ещё более обострившаяся и углубившаяся после 1905 г. критика буржуазного общества: романы "Остров пингвинов" (1908 г., русский перевод 1908 г.), "Восстание ангелов" (1914 г., русский перевод 1918 г.), новеллы в сборнике "Семь жен Синей бороды" (1909 г.). В историческом романе "Боги жаждут" (1912 г., русский перевод 1917 г.) Франс, показывая величие народа, самоотверженность якобинцев, одновременно утверждает пессимистическую идею обречённости революции. В начале Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. Франс на некоторое время подпал под влияние шовинистической пропаганды, но уже в 1916 г. понял империалистический характер войны.

Новый подъём публицистической и общественной деятельности Франса связан с революционными событиями 1917 г. в России, вернувшими писателю веру в революцию и социализм. Франс стал одним из первых друзей и защитников молодой Советской республики, протестовал против интервенции и блокады. Вместе с А. Барбюсом Франс – автор манифестов и деклараций объединения "Кларте". В 1920 г. он всецело солидаризировался с только что основанной Французской коммунистической партией. В последние годы Франс заканчивал цикл воспоминаний о детстве и отрочестве – "Маленький Пьер" (1919 г.) и "Жизнь в цвету" (1922 г.) – ранее были написаны "Книга моего друга" (1885 г.) и "Пьер Нозьер" (1899 г.); работал над философскими "Диалогами под розой" (1917 – 1924 гг., опубликованы 1925 г.). Нобелевская премия (1921 г.).

Франс прошёл трудный и сложный путь от утончённого ценителя старины, скептика и созерцателя до писателя-сатирика, гражданина, признавшего революционную борьбу пролетариата, мир социализма. Ценность книг Франса – в смелом, беспощадном разоблачении пороков буржуазного общества, в утверждении высоких идеалов гуманизма, оригинальном и тонком художественном мастерстве. М. Горький называл имя Франса в ряду великих реалистов; его высоко ценил А. В. Луначарский.

Литература: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Луначарский А. В., Писатель иронии и надежды, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Дынник В., Анатоль Франс. Творчество, М. - Л., 1934; Фрид Я., Анатоль Франс и его время, М., 1975; Corday М., A. France d'après ses confidences et ses souvenirs, P., [1927]; Seilliere Е., A. France, critique de son temps, P., 1934; Suffel J., A. France, P., 1946; его же, A. France par luimême, [P., 1963]; Cachin M., Humaniste - socialiste - communiste,"Les Lettres françaises", 1949, 6 Oct., № 280; "Europe", 1954, № 108 (номер посвящен А. Франсу); Ubersfeld A., A. France: De l'humanisme bourgeois à l'humanisme socialiste, "Cahiers du communisme", 1954, № 11-12; Vandegans A., A. France. Les années de formation, P., 1954; Levaililant J., Les aventures du scepticisme. Essai sur l’évolution intellectuelle d’A. France, [P., 1965]; Lion J., Bibliographie des ouvrages consacrés à A. France, P., 1935.

И. А. Лилеева

Источник: Большая советская энциклопедия: В 30 тт. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Сов. энциклопедия», Т. 28, 1978, с. 7-8.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского