|
Давид Иосифович Фельдштейн(родился 30.11. 1929 г.) - российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности. Доктор психологических наук (1969 г.), профессор (1974 г.). Член-корреспондент Российской академии образования (1996 г.), действительный член Российской академии образования (1999 г.). Почетный член Американской психологической ассоциации (1998 г.). Академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования (2000 г.). Вице-президент Российской академии образования (2001 г.). Учредитель и главный редактор изданий: «Психологи Отечества» (в 70 томах); «Духовное единение» (в 25 томах); серии книг «Библиотечка школьного психолога и педагога-практика» ; журнала «Мир психологии» . Заслуженный деятель науки РФ (2000 г.). Лауреат премий Президента РФ в области образования: в 1998 г. за разработку концепции поуровневого социального развития личности и социально-нормативной периодизации детства; в 2001 г. - в составе других участников проекта). Образование получил, закончив исторический факультет Душанбинского педагогического института (1951 г.). Профессиональную деятельность начал в качестве школьного учителя истории. С 1952 г. по 1970 г. работал директором разных школ Душанбе (школы рабочей молодежи, 1952-1953 гг.; общеобразовательной школы, 1953 – 1960 гг.; комплексной школы-интерната, 1960-1963 гг.). В 1963 г. в Москве защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков». В дальнейшем в Душанбе совмещал педагогическую и научную деятельность. Был начальником отделов детдомов и школ-интернатов Министерства образования Таджикской ССР (1965-1966 гг.); директором республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей (1966-1970 гг.); заведующим сектором НИИ педагогических наук (1963-1965 гг.); заведующий проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного университета (1965-1970 гг.). В 1969 г. защитил докторскую диссертацию по психологии на тему: «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте», в которой представлена концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе («Трудный подросток», 1972 г.). С 1970 г. по 1974 г. Фельдштейн - заведующий кафедрой психологии и педагогики Таджикского университетата. В 1974 г. переехал в Москву, где до 1996 г. возглавлял лабораторию Психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ Общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. Основные труды этого периода представляют собой развитие идей, представленных в докторской диссертации и касаются проблем социального развития личности в онтогенезе, закономерностей становления социальной зрелости детей, подростков, юношества («Психология воспитания подростка, 1978 г.; «Психология развития личности в онтогенезе», 1989 г.). Им была предложена периодизация психического развития личности, основывающаяся на выявлении внутренней взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации. («Психология становления личности», 1994 г.). Выдвинута концепция социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного подростковому возрасту. Это было направлено на решение задачи формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков и стимулирование социальной активности развивающейся личности («Проблемы возрастной и педагогической психологии», 1995 г.). В работах Фельдштейна определены психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и разработаны приемы коррекции их различных форм. Выявлены психологические особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности продуктивного диалога с ними («Психология развивающейся личности», 1996 г.; «Социальное развитие в пространстве-времени Детства», 1997 г.). Фельдштейн автор и соавтор большого количества научных публикаций, в том числе 23-х монографий. Л. А. Карпенко, В. А. Кольцова Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 490-491. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|