Илья Петрович Деркачёв

Илья Петрович Деркачёв

[20.07(01.08).1834 г., Усть-Азовское (Каменское) Днепропетровского уезда, - 08(21).11.1916 г., Москва], украинский и русский педагог, методист, детский писатель. Учился в Харьковском (1855 г.) и Московском (1856-1859 гг.) университетах. До 1863 г. жил в Москве, давал частные уроки и преподавал в воскресных школах, сотрудничал в "Московских ведомостях" и "Русской речи". В 60-70-х гг. преподавал в гимназиях и училищах Севастополя, Херсона, Одессы и др. В системе начального обучения особую роль отводил наглядности: в 1862 г. организовал экспериментальный подготовительный класс наглядного обучения при симферопольской гимназии.

Составитель первой учебной книги для воскресных школ ("Книга для школ", 1861 г.), украинского букваря "Украинская грамотка" (1861 г.), изданного на средства студентов и распространявшегося бесплатно в школах Украины. Стремясь сделать идеи К. Д. Ушинского (народность, наглядность, звуковой метод обучения грамоте и др.) достоянием каждого учителя, совместно с учителями - участниками 1-го съезда народных учителей (Симферополь, 1869 г.) составил "Русскую азбуку" (1869 г.), подготовил правила для занятий "родным словом". Автор русского букваря и книг для чтения (первый и второй год) под общим названием "Школьные ступени" (1876 г.; 1900 г.- под названием "Азбучка и первое после азбучки самостоятельное чтение"), в которых сделал попытку связать школьное обучение с домашним воспитанием учащихся. Деркачёв не только закрепил упражнение как метод начального обучения, но и обогатил его конкретным материалом и новыми приёмами тренировочного характера. Обосновал необходимость специальных занятий с детьми с целью развития у них органов внешних чувств. Считал, что они благотворно влияют не только на умственные способности, но и на нравственные ориентации ребёнка. В помощь земствам в благоустройстве школ составил книгу "Как школу построить и устроить" (1876 г.), в которой на основе данных педагогики и гигиены дал рекомендации по строительству школьных зданий, оборудованию школ мебелью и учебными пособиями, по созданию школьной библиотеки и музея. В 80-90-е гг. занимался главным образом составлением книг для детского чтения о природных явлениях, близких и доступных детям. Положил начало в России "книжке-малютке" и составил более 26 книжек, известных под названием "Библиотека Ступина". Автор статей по педагогике и истории педагогики в журналах "Учитель", "Народная школа", "Педагогический сборник". Один из организаторов первых съездов народных учителей в России.

Сочинения: Школьное дело. К вопросу о гигиене школ. М., 1878; Наглядное обучение, в. 1 - 2, М., 1878; Азбука из "Школьных ступеней", M., 1893; Наши обязанности к животным, M.. 1903; Среди животных, М., 1915; Три царства природы. M., 1894.

Литература: Арепьев Н., И. П. Деркачёв, "Русская школа", 1897, № 1; 3икeeв Н. В., Жизнь и литературно-педагогическая деятельность И. П. Деркачёва, Ученые записки Московского областного педагогического института, 1958, т. 68, в. 6.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 252.

Читать в электронном виде:
Мироненко В. В. Роль И. П. Деркачева в организации первых съездов народных учителей в г. Симферополе в конце XIX века // Вiсник СевНТУ: зб. наук. пр. – Севастополь, 2011. - Серiя: Педагогика. Вiп. 124. – С. 206-211
Деркачев, И. П. Друг детей. Детская книжка : вторая после азбуки / И. П. Деркачев. – М. : Сытин, 1896. – 160 с.
Деркачев, И. П. После азбуки / И. П. Деркачев; рис. худож. И. Панова. – 2-е изд. – М.: Ступин, 1894. – 96 с.
Деркачев, И. П.Русская азбука. (По звуковому способу) / И. П. Деркачев. – Симферополь : Изд. Таврич. губ. зем. управы, 1869. – 30 с.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу