|
Джордж Сильвестер Каунтс(09.12.1889 г., близ Болдуин-Сити, штат Канзас, - 10.11.1974 г., Белвилл, штат Иллинойс), американский педагог, социолог, публицист. Окончил Бейкеровский университет (1911 г.). В 1918-1956 гг. преподавал педагогику в вузах США. Президент Американской федерации учителей (1939-1942 гг.), член Национального комитета Американского союза гражданских свобод (1940-1973 гг.). Вслед за Дж. Дьюи Каунтс развивал концепцию школы как "культурного инструмента" преобразования общества, его гуманизации и демократизации. Придерживаясь в целом позиций прагматистской педагогики, критиковал свойственные ей идеи педоцентризма, тенденцию культивирования обособленной детской среды. Каунтс полемизировал с трактовкой адаптации к социальному окружению как цели воспитания, отвергал представление о политической нейтральности образования, считал, что недостатки образовательной системы обусловлены несовершенством социально-политического устройства общества. В книгах "Селективный характер американского среднего образования" ("The selective character of American secondary education", 1922 г.), "Социальный состав отделов образования" ("The social composition of boards of education", 1927 г.) и др. Каунтс вскрыл дух расовой дискриминации, антидемократической тенденции в американской школе 20-х гг., которым считал необходимым противопоставить участие в управлении образованием "заинтересованных социальных групп" - учителей, предпринимателей, представителей различных общественных и религиозных организаций. Исследования Каунтсом социальных аспектов образования в США были обобщены в его работе "Американский путь в культуре" ("The American road of culture...", 1930 г., русский перевод под названием "Теория воспитания в Америке", 1931 г.). В ней Каунтс выделял основные черты, сформировавшиеся в процессе исторического развития системы образования США: вера народа в образование, национальное единство и социальное согласие в деле образования, местная инициатива в управлении школами и др., среди которых центральное место отводил индивидуальному успеху как основе продвижения каждого по образовательной лестнице. Широкую известность в США приобрели выступления Каунтса в разгар социально-экономического кризиса 1929-1933 гг., объединённые в книге "Осмелится ли школа построить новый общественный порядок?" ("Dare the schools build a new social Order?", 1932 г.). Каунтс противопоставлял исторические идеалы американской демократии современной действительности, утверждал, что научно-технический прогресс несёт с собой революционные социальные преобразования и ведёт в перспективе к созданию единого мирового сообщества, выдвигал идею трансформации капитализма, перехода от всеобщей конкуренции к социальному сотрудничеству, демократизации обществ, жизни. В осуществлении этих идеалов ключевую роль отводил школе. С конце 20-х гг. Каунтс анализировал социально-экономическое и культурное развитие СССР, который посетил в 1927, 1929, 1936 гг.. В работах "Образование в Советской России" ("Education in Soviet Russia", 1928 г.), "Советский вызов Америке" ("The Soviet challenge to America", 1931 г.) отмечал достижения системы народного просвещения и в то же время раскрывал ее жёсткую централизацию, политизацию воспитания и образования, идеологическую заданность педагогических поисков в советской школе. В последующих советологических работах Каунтса - сборнике переводов советских текстов "Хочу быть таким, как Сталин" ("I want to be like Stalin", 1947 г.), работах "Страна слепцов: советская система идеологического контроля" ("The country of the blind:..", 1949 г.), "Вызов советского образования: исследование образования как оружия" ("The challenge of Soviet education...", 1957 г.) - первоначальные симпатии Каунтса к официально провозглашавшимся социальным идеалам и устремлениям советской школы первых послереволюционных лет сменяются принципиально критическим освещением развития образования в СССР как орудия тоталитарного государства. Стремление Каунтса к объективному анализу социально-педагогических проблем развития образования с последовательно демократизированных позиций порождало крайне негативные отзывы как со стороны американских консерваторов (за "симпатии к коммунизму"), так и со стороны советских критиков "буржуазной педагогики" (за "антикоммунизм"). В историю педагогики Каунтс вошёл как учёный, отстаивавший демократические традиции американского образования. Сочинения: Secondary education and industrialism, Cambr., 1929; The senior high school curriculum, Chi., 1930; School and society in Chicago, Chi.,1928; The social foundations of education, N. Y., 1934; A Ford crosses the Soviet Russia, Boston. 1930; Bolschevism, fascism and capitalism. An account of three economic Systems, New Haven, 1932 (соавт.); Education and American civilization, N. Y., 1952; Education and the foundations of human freedom, N. Y., 1962. Литература: Сhilds J. L., American pragma-tism and education, N. Y., 1956 (Ch. 8); Сremin L. A., The transformation of the school. Progressivism in American education, 1876- 1957, N. Y., 1961; Dennis L. J., George S. Counts and Charles A. Beard; Collaborators for change, Albany, 1989. M. В. Кларин Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 423.. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|