Александр Григорьевич Асмолов

Александр Григорьевич Асмолов

(родился 22.02.1949 г.) - российский психолог, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. Доктор психологических наук (1996 г.), профессор (1997 г.), член-корреспондент Российской академии образования (с 1995 г.). Вице-президент общества психологов СССР (1988-1992 гг.). Член президиума Российского психологического общества (с 1996 г.). Главный редактор журнала «Вестник образования» (1993-1998 гг.), член редсовета журнала «Вопросы психологии» и ряда других журналов. Окончив в 1972 г. факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, работал на кафедре общей психологии, защитил кандидатскую диссертацию (1977 г.). С 1988 по 1992 гг. Асмолов главный психолог Госкомитета СССР по народному образованию и в этот период наряду с преподавательской и научной деятельностью уделял много внимания созданию педагогики развития и проектированию системы вариативного образования. С 1992 по 1998 г. Асмолов заместитель министра общего и профессионального образования РФ и председатель Координационного совета по психологии Министерства образования РФ. Работая в этой должности, большое внимание уделял инновационной политике в образовании, разработке стратегии образования, его гуманизации и повышения уровня психологической культуры работников образования. Организовал и стал главным редактором журнала «Педология. Новый век». В 1993 г. возглавил в ПИ РАО лабораторию Культурно-исторической психологии, продолжая одновременно преподавать на факультете психологии МГУ. В 1996 г. защитил докторскую диссертацию: «Историко-эволюционный подход в психологии личности». В 1997 г. организовал на факультете психологии МГУ кафедру психологии личности. Исследовательская и организационная работа Асмолова в 1990-е гг. была посвящена не только воплощению идей педагогики развития в сферу образования, но и созданию системы подготовки практических психологов, а также организации психологической службы в России. При его содействии в ряде университетов были открыты специальные факультеты по практической психологии, цель которых готовить специалистов для психологической службы образования; была введена профессия «педагог-психолог»; в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования была введена новая специальность: «клиническая психология». Асмолов был инициатором и научным руководителем ряда государственных программ в сфере образования: «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка обучения и воспитания детей с аномалиями развития», «Социально-психологическая служба помощи несовершеннолетним», «Дети Чернобыля: социально-психологический и медико-психологический аспекты». С 1998 по 2001 г. разрабатывал федеральную программу Правительства РФ – «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Основные направления научных исследований Асмолова представлены в монографиях и учебных пособиях: «Деятельность и установка», М.,1979; «Личность как предмет психологического исследования», М., 1984; «Принципы организации памяти человека. Систем-но-деятельностный подход к изучению познавательных процессов», М., 1985; «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюцион-ного подхода», М., 1986; «Психология личности: принципы общепсихологического анализа», М., 1990; «Культурно-историческая психология и конструирование миров», М., 1996; в изданной в США монографии «Vygotsky today: On the Verge of Non-Classical Psychology (Horizons Psychology)», 1999 и др.

Л. А. Карпенко, О. Г Носкова

Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 27-28.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского