|
Людмила Ивановна Анцыферова(18.09.1924 г., Златоуст, Челябинская обл. – 10.09.2013 г.) - российский психолог и философ, специалист в области методологии и истории психологии, психологии развития, психологии личности, исторической психологии. Ученица С. Л. Рубинштейна. Доктор психологических наук (1974 г.), профессор (1991 г.), заслуженный деятель науки РФ (1984 г.), почетный член РАО (1996 г.). Закончила философский факультет МГУ (1948 г.). С 1972 г. работает в Институте психологии Академии наук СССР (ныне Институт психологии Российской академии наук). С 1974 г. по 1982 г. Анцыферова - заведующая лабораторией философских проблем психологии. С 1982 по 1991 гг. - заведующая лабораторией психологии личности. С 1991 г. - главный научный сотрудник Института психологии Российской академии наук. С 1980 по 1989 гг. была заместителем главного редактора «Психологического журнала». Исследовательская деятельность Анцыферовой была посвящена анализу основных направлений развития мировой психологической науки («Материалистические идеи в зарубежной психологии», 1974 г.). В области исторической психологии Анцыферова изучала традиции французской социологической школы. Под ее руководством была проведена психоисторическая реконструкция сознания, идеалов, целей рабочих Азербайджана 20-х гг. XX века. В конце 70-х гг. Анцыферова обращается к изучению методологических проблем психологии личности, разрабатывает подход к личности как саморазвивающейся системе - субъекту, наделяющему смыслом пространство и время своей жизни («Материалистические идеи в зарубежной психологии», 1974 г.). Показано, что уникальные внутренние законы сознания включаются в социально-психологические основания порождения и преодоления обществом кризисных этапов развития и движения социума по новым путям. Было обосновано положение о том, что развитие личности включает движение как вперед, так и вспять. В результате психологическое прошлое, рассматриваемое в контексте актуальных связей настоящего, обнаруживает новое содержание. По мнению Анцыферовой, интеграция личности с собственным психологическим прошлым, настоящим и будущим способствует усилению ее энергетических и смысловых возможностей («Личность с позиций динамического подхода. Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь», 1990 г.). В цикле работ, посвященных геронтопсихологии, обосновано положение о неисчерпаемости резервов психического развития личности. На этапе поздней взрослости одновременно со спадом адаптивных и конструктивных возможностей появляются позитивные новообразования. Выдвинута и раскрыта концепция компенсации возрастных утрат, включающая сохранение позитивной идентичности личности, веры человека в себя, внутреннего локуса контроля, развития качества мудрости и специфических стратегий совладания с типичными для поздней взрослости трудностями («Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии», М., 2000). Исследуется поведение личности в трудных жизненных ситуациях. Установлено, что личностно-смысловая логика деятельности субъекта в силу ее уникальности и особенностей взаимодействия с миром порождает возникновение трудных ситуаций. Выявлены различные типы поведения, направленные на преодоление человеком преград и определение адекватных форм реагирования на негативные события. В. А. Кольцова Источник:История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 21-22. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|