|
Пётр Онисимович Афанасьев[01(13).02.1874 г., деревня Апанасово-Темяги Тетюшского уезда Казанской губернии, - 20.08.1944 г., Москва], педагог, методист (русского языка), доктор педагогических наук (1940 г.), профессор (1938 г.). После окончания Симбирской чувашской школы (1890 г.) работал в начальной школе в селе Богдашкино Симбирской губернии. Затем продолжил образование в Симбирской духовной семинарии (1898 г.) и Московской духовной академии (1903 г.). В 1906 г. окончил экстерном Казанский университет. С 1903 г. преподавал в Симбирской, Рязанской, Поливановской учительских семинариях, Ярославском учительском институте. С 1918 г. в педагогических вузах и научно-исследовательских педагогических. учреждениях Москвы. Одновременно сотрудничал в "Вестнике воспитания", "Педагогическом вестнике" и "Журнале Министерства народного просвещения", где выступил с критикой официальных проектов школьно-просветительской системы для инородцев Поволжья ("Школы среди инородцев Казанского края до Н. И. Ильминского", 1913 г.). Опыт обучения русского языка в национальной школе обобщил в "Методических очерках о преподавании родного языка..." (1914 г.). Изложенные здесь метод, идеи о поэтапном построении курса, главенствующей роли грамматики, типологии акцента и учёте особенностей системы родного языка учащихся впоследствии развиты им в "Методических указаниях к обучению русской грамоте нерусских учащихся" и "Грамматических таблицах по русскому языку для нерусских школ" (обе в 1938 г.). После Октябрьской революции Афанасьев активно включился в строительство новой школы. Настаивал на принципиальной реконструкции учебных программ по русскому языку в духе идей трудовой школы, на преодолении сложившихся традиций (искусств, подача материала, преобладание готовых образцов и правил и пр.). Духовному становлению ребёнка, по мнению Афанасьева, могли способствовать только активно-творческие методы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистическим явлениям (язык - вид индивидуального и социального творчества), на преимущественном интересе к коммуникативной стороне языка. Главное внимание, считал он, должно быть направлено на естественное развитие речи учащихся, формирование умений самобытно и самостоятельно выражать собственные мысли, выработку культуры речевого поведения в коллективе и обществе ("Методика родного языка в трудовой школе", 1921 г.). Особое место на начальной ступени обучения Афанасьев отводил распространению звуковой системы обучения грамоте, предполагавшей определённую последовательность введения звуков и слогов, лингвистически целесообразные артикуляционно-фонетические приёмы преподавания. Разрабатываемый Афанасьевым звуковой аналитический метод положен в основу букваря "Читай, пиши, считай" (1925 г.), выдержавшего 24 издания. Параллельно исследовал наиболее эффективные подходы к обучению чтению взрослых (сборник "Борьба за грамотность", 1925 г.). Исследование опыта отечественного языкознания (Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. В. Щерба и др.) в статьях конца 30-х - начала 40-х гг. и "Хрестоматии по истории методов преподавания русского языка в начальной школе" (1941 г.) явилось составной частью работы Афанасьева над созданием современной целостной методической системы. Итогом этой работы стал учебник "Методика русского языка в средней школе" (1944 г.) для педагогических вузов. Здесь единство разнообразных методических подходов и приёмов, предлагаемых Афанасьевым, непосредственно основывалось на анализе системных отношений в самом языке, связи между его сторонами: лексикой, фонетикой, морфологией, стилистикой и др. Сочинения: Активно-трудовой метод обучения, М. - П., 1924; Родной язык..., М., 1928; К вопросу о методологии и методике русского языка, Русский язык в школе, 1929, № 3; Система методики русского языка как научной дисциплины, там же, 1931, № 1; Учебник русского языка для начальной школы, М., 1933-45 (соавт.). Литература: Редозубов С. П., П. О. Афанасьев, в сборнике: Методисты советской начальной школы, М., 1958. Д. А. Ермаков Источник:Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 65-66. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|