|
Николай Иванович Ильминский[23.04 (05.05).1822 г., Пенза, - 27.12.1891 г. (08.01.1892 г.), Казань], востоковед, педагог-миссионер, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1870 г.). Окончил физико-математическое отделение Казанской духовной академии (1846 г.), на старших курсах изучал арабский и татарский языки у А. К. Казем-Бека. Оставленный при академии, преподавал естественнонаучные предметы, историю философии, древнееврейский язык. Для совершенствования в татарском языке поселился среди татар, посещал медресе. В 1851-1854 гг. был в научной командировке на Ближнем Востоке (Египет, Палестина, Сирия) для изучения ислама. С 1854 г. преподавал восточные языки на миссионерском отделении Казанской духовной академии. Обвинённый в пропаганде мусульманства, оставил академию. В 1858-1861 гг. служил переводчиком в Оренбургской пограничной комиссии. В 1861-1872 гг. преподаватель кафедры турецко-татарского языка Казанского университета (с 1863 г. экстраординарный профессор). В 1863-1870 гг. преподавал также в духовной академии. В 1863 г. основал Казанскую крещёно-татарскую школу, ставшую центральной для миссионерских школ Казанской и соседних губерний (за 50 лет выпустила свыше 6 тысяч человек, в том числе около 900 учителей), в 1872 г. - Казанскую инородческую учительскую семинарию, которая готовила учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Директором семинарии Ильминский оставался до конца жизни. Деятельность Ильминского была направлена на "прочное сближение инородцев с коренным русским населением путём просвещения", под которым в первую очередь понимались христианско-православные идеи. Ильминский стремился приобщить нерусские народы к русской, а через неё и к общечеловеческой культуре, а также сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Ильминский разработал особую систему просвещения нерусских народностей на основе живого разговорного народного языка. Родной язык он считал основанием и орудием школьного образования, главную роль отводил начальной школе. Преподавание в народной школе (одноклассной четырёхлетней) по системе Ильминского велось на первом отделении (2 года) исключительно на родном языке, русский язык изучался как учебный предмет. Обучение русскому языку начиналось с разговорных уроков. На втором отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерусских народных школ, по Ильминскому, - лица одной национальности с учениками. От русских учителей требовал знания родного языка учащихся, использования его в учебно-воспитательной работе. Учебники, по мнению Ильминского, должны печататься на родном для учащихся языке с использованием русской графики. Стремился приспособить организационную структуру русских школ, формы и методы их учебной работы к национальным особенностям населения (передвижные школы для кочевых народов, интернаты при школах для казахского населения и др.). Многие методические рекомендации Ильминский заимствовал из практики лучших отечественных педагогов. Правилами 1870 гг. система Ильминского была утверждена для Поволжья, Средней Азии и Сибири, однако на практике она часто искажалась требованиями скорейшего перехода к преподаванию на русском языке и даже превращением родного языка во вспомогательный. Ильминский создал ряд учебников и учебных пособий (словарь и грамматику казахского языка, самоучитель русского языка для казахских школ, татарский букварь); перевёл на татарский язык многие духовные и богослужебные книги. Издал ряд памятников тюркской письменности, в том числе "Бабур-наме" (1857 г.). Общепризнанной заслугой Ильминского является создание и широкое применение русского алфавита для письменности народов, пользовавшихся арабской графикой. Применение в обучении разговорных татарского, башкирского, казахского и других языков способствовало развитию национальных литературных языков, созданию на них учебной и детской литературы. Среди последователей Ильминского - И. А. Алтынсарин, И. Я. Яковлев, Н. А. Бобровников. Литература: Н. И. Ильминский, Казань, 1892; Н. И. Ильминский. Сборник статей, Казань, 1916; Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период, под редакцией и с введением А. Н. Кононова, M., 1989. Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, Т. 1, 1993, с. 356. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|