|
Роберт Ричардсон Сирс (Sears)(31.08.1908, Пало-Альто, Калифорния, США – 22.05.1989, Менло-Парк, Калифорния, США) - американский психолог, специалист в области психологии развития и социального научения, истории психологии, психологии личности. Образование получил в Стэндфордском (бакалавр, 1929 г.) и Йельском (доктор, 1932 г.) университетах. В 1951 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации (АРА). Был президентом Западной психологической ассоциации (1963 г.) и Совета научных исследований (1970 г.). Имеет ряд наград, в том числе награду АРА «За выдающийся научный вклад» (1975 г.), и аналогичную награду Совета научных исследований (1983 г.). В 30-х гг. начал профессиональную деятельность в рамках левиновской школы, где проводил исследования уровня притязаний («Level of aspiration», совм. с Levin К., Dembo Т., Festinger L./ (Ed.) Hant J. Personality and the Behavior Desorders , N.Y., 1944; в рус. пер.: «Уровень притязаний»/ «Психология личности: Тексты», М., 1982) и влияния неудач на процесс запоминания («Initization of the repression sequence by experienced failure»/ J. Exp. Psychol. 1937, 20). Затем работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория фрустрации - агрессии, где агрессия понимается как следствие столкновения целенаправленного действия с препятствием («Frustration and Agression», совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H., New Haven, 1939). В 1941 г. Сирс был назначен директором исследовательской станции в Айове, где он занялся детской психологией. Близкое знакомство с психоанализом (в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе: «Survey of Objective Studies of Psychoanalytic Concepts» (etal.). N.Y., 1943), позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. С 1953 г. и вплоть до своей отставки Сирс работал в Стэндфордском университете. В 1956 г., после смерти декана университета, Л. М. Термена, Сирс стал его научным преемником в области долговременных исследований одаренных детей. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей («Patterns of Child Reading», совм. с Масcoby E., Levin H., Evanston, 1957), а затем повторил исследование, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста («Relation of early sozialisation experiences to self-concepts and gender role in middle childhood»/ «Child Development», 1970, 41). На основании этих исследований сформулировал вывод о том, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения ребенка к самому себе - ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого - через подкрепление родителями - приобретаются те или иные формы социального поведения. Сирс разработал общепсихологическую теорию, основанную на «диадической системе», в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в диадических ситуациях, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. В 1961 г. Сирс был назначен деканом факультета гуманитарных наук. В 1971 г. ушел в отставку (заслуженный профессор социальных наук в области психологии (в отставке) Стэнфордского университета) и переключился на изучение психологии старения, избрав в качестве изучаемых тех ранее одаренных детей, которым к этому времени было уже около 60 лет. Занимался также историческими исследованиями, проанализировал с психологической точки зрения биографию Марка Твена. Автор трудов: «The Seven Ages of Man» (with S.S. Feidman), 1973; «Mark Twainстиs exhibitionism» / Biography, 5 (with R. Weissbourd), 1982, а также многочисленных статей в журналах и коллективных монографиях. Л. А. Карпенко, И. М. Кондаков Источник: История психологии в лицах. Персоналии / под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 425-427. В фонде библиотеки имеется следующее издание:
|