|
Пётр Григорьевич Редкин[04(16).10.1808 г., Ромны, - 07(19).03.1891 г., Петербург], юрист, философ, педагог и общественный деятель. Почетный член Петербургской Академии наук (1890 г.). Окончив Нежинскую гимназию высших наук князя А. А. Безбородко (учился вместе с Н. В. Гоголем) в 1826 г., поступил на этико-политическое отделение Московского университета. Продолжал образование в Дерптском (с 1828 г.) и Берлинском (1830-1834 гг.; слушал лекции Гегеля, Бенеке) университетах, готовясь к званию профессора. В 1835-1848 г. профессор энциклопедии законоведения и государственного права в Московском университете, известен как блестящий лектор (в числе слушателей Редкина был К. Д. Ушинский). Инспектор московских частных учебных заведений (1841-1847 гг.). Покинув в 1848 г. университет, остался инспектором классов Александрийского сиротского института (до 1849 г.). После службы в удельном ведомстве Pедкин возобновил профессорскую деятельность на кафедре энциклопедии права Петербургского университета (1863-1878 гг.), в 1873-1876 гг. ректор университета. Интересуясь вопросами воспитания и образования, в 1842-1843 гг. знакомился с постановкой учебного дела в Англии, Франции, Испании, Италии, Германии. Принял участие в основании влиятельных педагогических периодических изданий "Журнала для воспитания", где в первые годы (1857-1859 гг.) был автором основных статей, журнала "Учитель", в котором систематически печатал "Современные педагогические заметки", посвященные обзору состояния школьного дела в различных государствах и актуальным педагогическим проблемам. В педагогических статьях Pедкин, зная в совершенстве иностранную педагогическую литературу, выступал как популяризатор сочинений прогрессивных европейских педагогов (И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, Ф. Фребель и др), стремился применить их идеи к потребностям русских учителей. Одним из первых в России Pедкин обратил внимание педагогов на необходимость разработки педагогики как научной дисциплины ("На чем должна основываться наука воспитания'", 1846, ч. 3). В теоретико-педагогических сочинениях Pедкин вслед за H. И. Пироговым поднимал ряд важнейших проблем: изучение природы человека как основа педагогической науки (идея впоследствии развита Ушинским в "Педагогической антропологии"), взаимоотношение воспитания и обучения, гармоничное развитие ребенка, проблемы конечной цели воспитания, сущности образования (а также его типы и стадии), вопросы женского образования и т. д. Автор историко-педагогических обзоров (Германия, Франция). В 1843-1846 гг. под редакцией Pедкина выходил детский и педагогический журнал "Библиотека для воспитания", в 1847-1849 гг. Pедкин - издатель этого журнала, переименованного в "Новую библиотеку для воспитания". Pедкину удалось привлечь к написанию статей для детей старшего возраста С. M. Соловьева, Т. H. Грановского, H. X. Кетчера и других известных ученых. Pедкину принадлежит идея создания первого в России Петербургского педагогического общества, первым председателем которого он был (1859-1874 гг.). Pедкин под влиянием педагогических идей Фребеля высоко оценивал роль правильно поставленного дошкольного воспитания, был одним из инициаторов и первым председателем Петербургского Фребелевского общества (1871 г.) За многостороннюю педагогическую деятельность награжден золотой медалью Петербургского комитета грамотности (1881 г.). Сочинения: Избранные педагогические сочинения, [вступительная статья В. Я. Струминского], M, 1958. Литература: Шимановский M. В., П. Г. Редкин (Биографический очерк), Од, 1891, Семенов Д. Д., II. Г. Редкин, "Русская старина", 1891, авг. С. Ф. Егоров Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 254-255. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Издания из имидж-каталога НПБ им. К. Д. УшинскогоЧтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|