|
Сесил Редди (Reddie)(10.10.1858 г., Лондон, - 06.02.1932 г., Уэлвин-Гарден-Сити, графство Хартфордшир), английский педагог, приверженец теории нового воспитания, основоположник так называемых новых школ, в которых реализовывались принципы этого педагогического направления. Окончил естественнонаучный факультет Эдинбургского университета (1882 г.), до 1884 г. изучал медицину и естественные науки в Гёттингенском унивеситете. В Йене слушал лекции В. Рейна, оказавшего значительное влияние на становление педагогических взглядов Редди (особое внимание Редди привлекла высокая оценка интеллектуального воспитания и идея гармонизации всех аспектов воспитания и обучения). По возвращении в Великобританию Редди преподавал в паблик скулз (1885-1888 гг.) и Эдинбургском университете (1888-1889 гг.). Совместно с поэтом-социалистом Э. Карпентером Редди разработал проект новой школы (1888 г.), а в 1889 г. открыл школу-интернат для мальчиков Абботсхолм (близ Рочестера, графство Девоншир), директором которой был до 1927 г. Размещение школы в сельской местности было обусловлено взглядами Редди на общение с природой как на решающий фактор правильного воспитания. Школа была платной, доступна лишь для детей из привилегированных сословий. Принципы организации школы Редди изложил в книге "Абботсхолм" (1900 г.). Основанием педагогических взглядов Редди служило представление о разумном образовании как главное средстве переустройства общества. Цель Редди состояла в воспитании общественных лидеров, способных восстановить престиж британской нации в новых социальных и экономических условиях. Абботсхолмская школа рассматривалась им как лаборатория, в которой он осуществлял свои педагогические идеи. Провозгласив "принцип свободы" основой воспитательной практики, в центр педагогической работы Редди поставил интересы ребёнка, развитие его индивидуальных способностей, его потребность в деятельности и творчестве. По замыслу Редди, в каждом классе занималось не более 16 мальчиков (всего в школе было около 60 человек). Весь уклад школьной жизни был подчинён воспитанию характера ребёнка. Отказ от классического образования и сбалансированное соединение в учебном курсе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин диктовалось стремлением к разностороннему развитию учащихся. Этим же целям служило и введение в Абботсхолме трудового обучения не только в хорошо оборудованных мастерских, но и на огороде, в поле, в саду (2-3 часа в день). Серьёзное внимание уделялось физическому воспитанию: физический труд дополнялся занятиями гимнастикой, бегом, плаванием, спортивными играми, закаливанием организма (холодный душ и пр.). Нормальному физическому развитию способствовал упорядоченный образ жизни учеников. Школьный день делился на 3 части: утром - академические занятия, днём - спорт и труд, вечером - отдых и творческая деятельность. Занятия музыкой и искусствами были неотъемлемой частью повседневной жизни детей. Учащихся знакомили с лучшими образцами классической и современной музыки, учили играть на скрипке, развивали певческие способности; им прививались художественные и ремесленные навыки. Воспитанники Редди пользовались значительной свободой. Их поведение направлялось и контролировалось педагогами, но авторитаризм в воспитании был сведён к минимуму. Организация школьного самоуправления способствовала подготовке учеников к роли лидеров. Редди добивался, чтобы ученики приобрели чувство ответственности перед коллективом и за коллектив. В школе был учреждён парламент и выборные комитеты с различным уровнем полномочий. Стержнем нравственности Редди считал религиозное воспитание, лишённое формализма, сам сочинял псалмы для школьного богослужения. Внеклассная деятельность школьников рассматривалась Редди как один из способов подготовки учащихся к жизни. Идеи Редди вскоре завоевали широкое признание. В Великобритании его последователем стал Дж. Бэдли, создатель Бидельской школы; в Германии - Г. Литц, во Франции - Э. Демолен и др. В 1906 г. Редди посетил Польшу и Россию, где под его влиянием были созданы "новые" школы (например, школа Левицкой в Царском Селе). Сочинения: Abbotsholme, L., 1900; Contributions to the Organisation of a normal Tertiary-Higher Secondary Scbool, [t.] 1-3, [L.], 1900. Литература: Победоносцев К. П., Новая школа, M., 1899; Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки, М., 1930; Шулындина Л. Б., Организация и содержание учебно-воспитательной работы в "новых" школах Англии, "Труды Горьковского политехнического института", 1973, т. 29, в. 1; Lietz H., Emlohstobba: fiction or fact?, [L.], 1900; Fifty years of Abbotsholme. A collection of personal impressions to illustrate the story of the school, [Abbotsholme, 1939]. В. П. Лапчинская Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 254. |