Захар Ильич Равкин

Захар Ильич Равкин

(14.07.1918 г., г. Ростов-на-Дону, – 10.01.2004 г., похоронен в г. Йошкар-Ола), историк и теоретик образования, член-корреспондент Российской академии образования (1985 г.), доктор педагогических наук (1966 г.), профессор (1967 г.). Учился на историко-философском факультете Московского института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (до 1928 г.), окончил Ташкентский университет (1941 г.). На педагогической работе с 1942 г. (Узбекистан). В 1947-1951 гг. старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, в 1951-1981 гг. заведующий кафедрой педагогики и психологии Марийского педагогического института, где разработал и читал курс истории педагогики. С 1981 г. в Научно-исследовательском институте общей педагогики Академии педагогических наук СССР (главный научный сотрудник, руководитель лаборатории, центра), с 1995 г. главный научный сотрудник Института теории образования и педагогики Российской академии образования. Председатель научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО (с 1985 г.).

Исследовал проблемы истории отечественной школы и педагогики 1920-1930-х гг. (книги «Советская школа в период восстановления народного хозяйства 1921-1925», 1959 г.; «Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931», 1961 г., в соавторстве с Ф. Ф. Королёвым и Т. Д. Корнейчиком). Опубликовал серию историко-биографических очерков, посвящённых педагогам, необоснованно репрессированным в конце 1930-х гг. (А. С. Бубнов, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак и др.), которая способствовала возвращению их наследия в научный обиход (книга «Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем», 1990 г.). Участвовал также в создании коллективных трудов по истории советской педагогики и школы (редактор и автор глав «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР», 1980 г. и 1987 г., и др.).

Разрабатывал теорию педагогического стимулирования познавательных интересов у школьников, выявил существенные признаки стимула как специфического педагогического средства (сборник «Стимулы нравственного и интеллектуального развития подростков», 1968 г., соавтор и редактор). Исследовал аксиологические проблемы образования, показал специфические особенности ценностных ориентаций как предмета историко-педагогических исследований. Подготовил учебник-справочник «История образования и педагогической мысли» (1995 г., соавтор).

Литература: Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи и опыт. Тезисы докладов на XIV сессии научного Совета по проблемам исторического образования и педагогической науки, посвященной 75-летию со дня рождения и 50-летию научной деятельности 3. И. Равкина. М., 1993; Малинин В. И. Ремесло историка (к 75-летию 3. И. Равкина) // Педагогика. – 1993. – № 6.

М. В. Богуславский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, с. 237.

В фонде библиотеки имеются следующие издания:

Издания из имидж-каталога НПБ им. К.Д. Ушинского

Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу


Издания из электронного каталога НПБ им. К.Д. Ушинского