|
Жан Поль (Jean Paul)(псевдоним; настоящие имя и фамилия Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter)(21.03.1763 г., Вунзидель, Бавария, - 14.11.1825 г., Байрёйт, там же), немецкий писатель, педагог. Учился в Лейпцигском университете (1781-1784 гг.), был домашним учителем, преподавал в начальной школе. В молодости испытал значительное влияние Ж. Ж. Руссо. Один из популярных романистов своего времени. Во многих произведениях Жана Поля проблемы воспитания занимают центральное место. Писатель передавал эту проблематику в символически преломленных образах, органично сочетая многие традиционные поэтические мотивы и создавая подчеркнуто «экспериментальные» ситуации воспитания. В романе «Титан» (т. 1-4, 1800-1803 гг.) Жан IIоль продолжил традицию так называемого княжеского зерцала (наставления государю) и трансформировал ее: будущий князь воспитывался как «человек вообще», становясь всесторонне развитой личностью, причем Жан Поль акцентировал именно духовный опыт личности, способность сопереживать с другими людьми. Педагогическая концепция Жана Поля основывалась на этой идее, выраженной и в педагогическом трактате «Левана, или Учение о воспитании» (издан в 1807 г., русский перевод фрагментов – 1830 г., 1940 г., 1973 г.). Основным пафосом произведений Жана Поля была идея внутренней свободы личности, ее совершенствования, независимо от внешних ограничений. Педагогические эксперименты конца XVIII века (И. Б. Базедов и др.) он воспринимал как насильственные. Следуя И. Г. Гердеру, полагал, что человек в процессе воспитания призван реализовать свою человеческую сущность. Для этого воспитатель, «человек, освободившийся от пут природы, необходимости», «высвобождает идеального человека, скрытого в каждом ребенке». Воспитательный идеал видел в крепкой духом и телом личности, способной к великодушию и высокому энтузиазму. Основные пути к достижению этого идеала – жизнерадостность и дружелюбие воспитания. Образ и дела воспитания запечатлеваются в поведении целых поколений, а с каждым из новых поколений «начинается заново всемирная история». Считал, что человечество не может обрести свободы, не достигнув высокого духовного развития. Педагогические идеи Жана Поля получили распространение в первой половине XIX века, в том числе в России. Литература: Münch W. J. Paul, der Verfasser der «Levana». Berlin, 1907; Rösch H. Das pädagogische Konzept J.M. Sailers und J.P.F. Richters: Diss. [München], 1970. А. В. Михайлов Источник: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 306. В фонде библиотеки имеются следующие издания:Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому изображению внизу
|