Генри Александр Мюррей

Генри Александр Мюррей (Murray)

(13.05.1893 г., Нью-Йорк, США - 23.06.1988 г., Кембридж, Массачусетс, США) - американский психолог. Специалист в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, мотивации, поведения, отбора персонала. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915 г.), Колумбийском (магистр, 1919 г.; доктор медицины, 1920 г.) и Кембриджском университетах (доктор философии, 1927 г.). Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920-1922 гг.), с 1922 г. по 1926 г. Мюррей - ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа (Англия). Здесь по биохимическим вопросам защитил докторскую диссертацию (1927 г.), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926 г. по 1927 г. Мюррей - преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928 г. он - ассистент профессора, с 1937 г. - ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф. Александера и X. Захса (1935 г.). В 1943 г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу. Работал в Отделе стратегических служб США над программой создания ситуационных тестов на стрессоустойчивость. В 1947 г. вновь возвратился в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал собственную Психологическую клинику «Annex» при Гарвардском университете (1949 г.). Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррея в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы 3. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, Сверх-Я, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге «Исследование личности» (Exploration in Personality. N.Y., 1938, et al.) Mюррей выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации («давление»), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Мюрреем несколько позже, включал в себя: потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники «Список личностных предпочтений» А. Эдварса и «Форма по изучению личности» Д. Джексона). Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но вместе с тем в статье «К классификации взаимодействий» (Toward a classification of interaction // Toward a general theory of action. Cambridge, Mass., 1951) он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных («давление» как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: «давление» актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей «давление»; их встреча обозначалась Мюрреем как «тема». Благодаря такому подходу Мюррей оказал влияние на современный интеракционизм. Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933 г.). Мюррей разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе принесший ему всемирную известность «Тематический Апперцептивный Тест», который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств («Thematic Apperception Test: Manual», Cambridge, 1943). Mюррей также автор трудов: «The effect of fear upon estimates of the maliciousness of other personalities» / J. o. social psychol. 1934, 4; «A method for investigation fantasies» / Neurol. Psychiat. 1935 (совм. с Morgan С); «Preparation for Scafford of a Comprehensive System» / Psychology. Study of a Science, N.Y., 1957; «Vicissitudes of Creativity» / Creativity and its Cultivation, N.Y., 1959.

И. М. Кондаков

Источник: История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С.318-319.

Публикации:
• Murray, H. A. (1938). Explorations in Personality. New York: Oxford University Press
• Murray, H. A. (1940). What should psychologists do about psychoanalysis? Journal of Abnormal and Social Psychology, 35, 150–175
• OSS Assessment Staff. (1948). Assessment of Men: Selection of Personnel for the Office of Strategic Service. New York: Rinehart
• Murray, Henry A. and Clyde Kluckhohn. (1953) Personality in Nature, Society, and Culture. New York: Knopf